Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Разина Татьяна Михайловна. Выдающийся искусствовед. E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
10.12.2010 10:39
Индекс материала
Разина Татьяна Михайловна. Выдающийся искусствовед.
Page #
Все страницы

 

                                                                  Словарная статья "Энциклопедии Козельска"

РАЗИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСКУССТВОВЕД И НАША ЗЕМЛЯЧКА.  

 

Т.М. Разина, фото из научного альманаха "Традиционная культура",

№1, 2005 г. С. 106

 

РАЗИНА Татьяна Михайловна (ум. 5.01.2005г.), родилась и провела детские годы в Козельске.  Выдающийся искусствовед школы Московского государственного университета, известный специалист в области декоративно-прикладного искусства. Более 40 лет Т.М. Разина проработала в Научно-исследовательском институте художественной промышленности. Является автором книг и научных статей, которые в 1950-1980-х  гг. определяли направления исследований народного творчества. Наиболее значимые работы: «Русский художественный металл» (1958), «Русская эмаль и скань» (1961), «Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства» (1970), «О профессионализме народного искусства» (1985), «Прикладное искусствов русской культуре XVIII-XIX вв.» (2003), «Художественные промыслы Подмосковья» (2004).  Источники: Н.Н. Мамонтова. Татьяна Михайловна Разина//Традиционная культура. - 2005. - № 1. - С. 106-107. 

 

Т.М. Разина написала очерк  «Далёкое, но незабываемое» (2000), в котором рассказала о  жизни ребёнком в Козельске в 20-е гг. XX в., о своих родителях. Она поведала о некоторых деталях жизни города и о людях, с которыми была близка их семья. При жизни Т.М. Разиной этот материал нигде не публиковался, хранился в архиве Сектора живой традиционной культуры Института наследия (г. Москва).

 

 

 

 

ДАЛЕКОЕ, НО НЕЗАБЫВАЕМОЕ.

Однажды, возвращаясь из заморских стран, вступив на землю Шереметьевского аэропорта, я ощутила свежесть воздуха, и даже приятный запах. Было раннее утро и атмосфера хра¬нила ночную прохладу загородного Под¬московья. Это ощущение было острым потому, что этого не было там, в прекрасном Марокко, где было все иное, в том числе и воздух, который как мне казалось, был лишен запахов. Видимо так мы воспринимаем Родину и поистине «дым отечества нам сладок...».

Так и раннее детство моё, прошедшее в Козельске, неразрывно связа¬но с ощущением за¬пахов. Вот зимой, тепло одетую и уложенную в санки, меня вывозят на высокое крыльцо и вме¬сте с легким скрипом деревянных полозьев по тонкому снежку вдыхаешь морозный воздух, на¬полненный нео¬быкновенной свежестью и чистотой. А потом, летом аромат зеленого лу¬га, по ко¬торому мы спешим к Жиздре, к ее золотистому, сыроватому песку к прибрежным кустам у стен знаменитого монастыря. А много лет спустя, побывав в Козельске в середине лета, мы буквально купались в атмосфере густого аромата цветущих лип - весь город был погружен в их сладкий, такой стойкий запах.

Козельск - один из яблочных центров всей округи, известной редкими и замечатель¬ными сортами яблок, уже теперь и забытых. И осенью, когда яблоки уже собраны и уложены в ящики, их аромат заполняет наш дом. Этот большой и уютный дом мог бы стать родовым гнездом нашей семьи, но судьба рас¬порядилась по-другому. Его построил в 1923 году мой отец Ларин Михаил Алексеевич на месте старого небольшого домика, в котором жали его отец (мой дед), мать и сестры. Они все пересе¬лились в новый дом, в котором мы все жили вместе.

Дед мой Ларин Алексей Александрович происходил из казаков, некогда расселенных под Козельском. Он участвовал в Болгарской войне, был ра¬нен и награжден Георгиевским кре¬стом. Помню его сильно хромающим и с перевязанным глазом. Имея большую семью - четырех сыновей и трех дочерей он жил небольшим хозяйством и зарабатывал шитьем, кажется, полу¬шубков. Как росли и воспитывались такие семьи, из которых выхо¬дили образованные люди, формировалась интеллигенция - загадка всей России. В семье деда большую роль сыграл старший его сын Дмитрий, который был отправлен в Москву, где обучился на машиниста и многие годы водил поезда по российским дорогам. Будучи человеком чрезвычайно добросовестным и трудолюбивым, он получал награды и орден за свой безукоризненный труд. Для меня загадка - почему старшего сына дедушка назвал Дмитрием? Неужели, по пушкинскому "Онегину», ведь, наверное, он и читать не умел, как следует. Но что интересно, Дмитрии Ларин, живя в Москве, стал любителем оперы, Большого театра и музыки. У него было пятеро детей, но только последних двух дочерей назвали Татьяной и Ольгой. Это уж Пушкину! Эти мои двоюродные сестры, родившиеся в Москве, узнали и полюбили Козельск и любят так бывать.

 

Семья Лариных, 20-е гг. XX века, Козельск. Танечка Ларина (в будущем в замужестве - Т.М.Разина) сидит в центре, фото из архива  Н.М. Ведерниковой.

 

Начальным образованием моего отца было ремесленное училище. Попав в Москву, видимо не без содействия старшего брата, он поступил в Геодезический институт и получил специальность землеустроителя. В 1923 году, когда я родилась, он уже работал в Козельске в отдел е землеустройства. Это были годы, когда его специальность была остро востребована: шёл передел земель, принадлежавших помещикам и монастырям, которых в уезде было немало. Он очень любил Оптину Пустынь, где мальчишкой проводил немало времени и знал ее в самом расцвете популярности и полном благолепии. На его глазах происходило и разорение, о чем он вспоминал с болью в сердце. Сочувствовал и помещикам, которые не покидали родные места, будучи всячески ущемленными.