Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

УРОДИЛАСЬ КОЛЯДА НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА… E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
06.01.2011 09:25

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

 

 

Нынче Сочельник (24 декабря/6 января), навечерие Рождества Христова. Начинаются Святки!


 

УРОДИЛАСЬ КОЛЯДА НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА...

 Всего двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). Но нет в нашем календарном году более насыщенного особыми событиями времени, чем эти две недели. Каждый из этих дней наполнен магическими обрядами и  гаданиями. Всем предстоящим дням присущи свои приметы, позволяющие делать некие заключения о том, что нас ожидает  впереди: какова, например, будет погода, как сложатся дела?

Отсюда каждый святочный день полон запретами и обычаями. Дело в том, что  все праздники изначально приходились на время сразу же после момента зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря, когда наблюдается самый короткий день (и самая длинная ночь). Вот это «солнцестояние» и осмысливались как граница  между старым и новым хозяйственным годом.

 

К.Е. Маковский,  «Святочные гадания»

 

Но это только один из факторов, придающих особый колорит Святкам. Считалось также, что с началом Святок на землю приходят с того света души умерших. Такое особое остоятельство,  когда духи умерших незримо присутствуют среди живых людей, давало возможность людям надежду на возможность  в эти дни получить через них ответы или даже заглянуть   в своё будущее. Это, в свою очередь, вело к  надежде на особую точность святочных гаданий.

 

 Н.К. Пимоненко «Ворожеи».


 Среди святочных дней принято выделять Сочельник (6 января), Рождество (7 января), Крещенский Сочельник (18 января) и, наконец, Крещение Господне.  В Сочельник, например,  нельзя спорить, ругать детей. Нужно помириться со всеми, с кем вы были в ссоре.

7 января в Рождество Христово, уже после праздничной службы в церкви, разрешалось  колядовать: ходить по домам группами и исполнять нехитрые песенки – колядки, за что хозяева должны были одаривать колядующих гостинцами, главным образом, сладостями.

 

 

В Козельске и в его окрестностях Святки всегда были наиболее любимыми в народе, праздничными днями, а колядование в начале святочных дней было очень распространено. Не случайно, по настоящее время сохраняются в памяти козельчан многие из деталей колядования.  В ряде же мест, пусть и не в таких масштабах как прежде, оно  имеет хождение и ныне.

Давайте же обратимся к свидетельствам Н.М. Ведерниковой и Н.Н. Чичикиной, которые  хорошо знают  фольклор Козельского района, поскольку вместе и поврозь они обошли многие деревни и сёла района, по крупицам «наколедовали» среди народа воспоминания  о Святках.

 О том, что  за явление  такое -  коляда и колядование, нам рассказывает «Толковый  словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. «Коледа, коляда (лат. calendae) – святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещенья. Коледованье - «Обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год, с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи».

 

Коляды. Старинная открытка.


Заметим сразу два обстоятельства.  Во-первых, коледа, коледование тесно увязываются со всеми Святками. Во-вторых, слова «коледа, коляда»  весьма созвучны привычному нам слову «календарь». Последнее обстоятельство вовсе не случайно.  Обратимся к «Историко-этимологическому словарю современного русского языка», составитель П. Я. Черных (1). Первоисточником слова «календарь» является латинское calendarium – «запись ссуд», «долговая книга взаимодавца», от calendae – «календы», «первый день месяца».  Коляда, в свою очередь,  одно из древнейших заимствований из латинского языка. Таким образом, «коляда», «колядование» имеет, как и «календарь», общую связь через понятие «первый  день месяца».

Что же касается  связи «коляды» и коледования со всеми Святками, то она оспаривается некоторыми исследователями. Есть, например, мнение о том, что изначально «коляда» был дохристианским славянским праздником, который был связан только с зимним солнцестоянием и Новым годом. Позднее этот праздник был вытеснен или слился с Рождеством и Святками.

Вот что пишет о Святках в Козельске и его окрестностях Н.Н. Чичикина (п. Сосенский).  «Одним из самых веселых и ярких праздников в году были зимние Святки. Святки открывают цикл народных календарных праздников. Все приуроченные к этому времени обряды связаны с весенне-летними крестьянскими работами, хотя, казалось бы, до этих работ еще далеко. Крестьяне верили в то, что всё происходящее в первые дни нового года, распространяется на все последующие дни в году. Объясняется это тем, что первоначальная основа святочных обычаев была так называемая «магия первого дня». Эта вера выражалась в обряде колядования. В Козельском районе колядовали в основном под Рождество и редко под Васильев день (1/14 января - один из праздников, приходящихся на Святки - ред).

Состав колядующих мог быть разным. Где-то колядовала молодежь, где-то - дети, а вот в деревне Дол  принято было колядовать двум женщинам и одному мужчине. Одежда колядовщиков не отличалась разнообразием. Как правило, одевались почуднее, кто во что горазд, или в нищих. Дети дополняли свой костюм масками. Во многих регионах России, в том числе и Калужской области, под Рождество колядовщики ходили со звездой. В Козельском районе упоминание о звезде мы услышали только в деревне Клюксы (2).

 

 

Заходят ряженые в хату, на палке звезда, и начинают:
«Здравствуйте, хозяева!
Пришла Коляда, мине дома не нашла,
Блин да липёшку бросай у окошку.
Кто не дасътъ пирога, то корову за рога.
На стенке сущок, за стеной старищок,
Завалюсь за няво, не боюся никаво.
Хозяин с хорошим с рублём,
Хозяйка с хорошим пирогом» (2)

Козельские  колядки – святочные поздравления – были записаны и Н.М. Ведерниковой – сотрудницей Института Наследия (Москва) в ходе экспедиции в  2000 г.  в деревне Слаговищи Козельского района.

«Уродилась Коляда накануне Рождества.
За горою за крутою, за рекою за быстрою
Стоят леса дремучие.
Во тех лесах огни горят,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют.
Ой, Коляда, Коляда!
Ты бываешь Коляда накануне Рождества.
Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляну головку!
А дай ты тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста.
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
И создай вам, Господь, еще лучше того!
Дай, Бог, господину, господиновой жене!
Богато живите и нас одарите,
Кто нас одарит, богаче станет»!(3).

 В этой деревне (д. Слаговищи) на Святки, подмечает Н. Н.Чичикина, «козу водили» и «коня наряжали». Местные жители ей рассказывали, что в старину «Мужики наряжалися, надевали рубаху здоровую, а мы табунами идем, песни играем, коня наряжаем. Коня наряжали большие дети. На себя палку привяжут и ржут по-лошадиному. По всей деревне пройдем. А козой наряжалися так: мужик был козой. Кто откроет дверь, коза тому попляшет, её накормят, напоют, и пойдём дальше. Кто не откроет, того палкой огреют. Козу водили аж две недели каждый вечер до Крещения».

В деревне Слаговищи ходила и такая колядка:
«У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись жеребятки,
Велись поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
В праздником Вас, хозяюшка!
С Рождеством Христовым!
Счастья Вам, добра, здоровья
На долгие годы»!(3)

В деревне Красный Клин под Рождество «ходили с гусем». «На палку с клёвом (клювом) надявали белое полотно». Ходили по домам и стучали носом гуся о порог. Колядовщиков ждали в каждом доме, готовили для них угощения. В основном это были лепёшки, калачи, сало и самогон на картошке. Если же хозяева ничем не одаривали, колядую¬щие выкрикивали шуточные угрозы: «Уходим, уходим! Не будет табе ладу, не будет табе кладу!» (деревня Клюксы) (2).

В деревне Коробки стелили шубу на крыльце дома и сажали на неё колядовщиков - «чтобы в следующем году овцы были здоровы и давали большой приплод». «Христос рождается - славити». С такой песней ходили славить Христа 7 января рано утром. А после службы в церкви ходили по деревням с иконами Божьей Матери и Спасителя. Ходили с попом  (так повествуют старожилы - ред.) по всем домам с «Христос рождается». Шествие возглавлял поп, за ним шел мужчина с крестом и хлебом, далее - люди, несшие иконы, и завершала шествие лошадь с телегой. Каждый хозяин дома давал что-нибудь из продуктов, которые складывали на телегу и везли потом в церковь (деревня  Клюксы) (2).

В Козельском районе, как и в других местностях, характерными обрядовыми рождественскими блюдами были холодец, ржаные лепёшки, щи, пшённая каша и варёное, обжаренное в печи мясо. А ещё принято было разбрасывать и посыпать хозяев пшеном и рисом, приговаривая при жтом, «Сеем, сеем, посеваем! С Новым годом поздравляем»!(2).

Мы присоединяемся ко всем тем, кто в эти Святочные дни найдёт в себе силы и сохранит желание, после столь долгих новогодних каникул, не дать угаснуть замечательной русской  традиции – поколядовать в козельских  деревнях и сёлах. Мы с вами, дорогте козельчане.

Напишите нам, как провели вы эти Святочные дни? Присылайте фотографии. мы обязательно поместим их на нашем сайте.

Источники:
1. П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Том.1. М, Русский язык. 1993.  (С. 371, 415).
2. Н.Н. Чичикина. Фольклор Козельского района. Обряды, обычаи//Народный быт, ремесла и фольклор Козельского района. Калуга. 2004.  С. 93-94.
3. Архив Н.М. Ведерниковой//Сектор Живой традиционной культуры, Институт Наследия им. Д.С. Лихачёва.