Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКОЕ И ЧУКАВИНСКОЕ БАРОККО E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
главный раздел - Новости
28.12.2018 11:41

     На то, чтобы накануне Нового 2019 г. ещё раз вспомнить о Никольском храме в городе Козельске Калужской области, нас подтолкнула опубликованная на сайте «Magisteria.ru» лекция на тему «Древнерусская архитектура в эпоху барокко и классицизма». Её автор – историк архитектуры, доцент «Высшей школы экономики» – Лев Масиель Санчес (читать здесь).

      В первую очередь мы обратили внимание на ранее не встречавшуюся нам фотографию нашего храма, помещённую при статье (см. ниже). Мы не раз рассказывали о Никольской церкви и об её храмоздателе Дмитрие Андреевиче Шепелеве (1676 или 1681 — 1759 гг.) на наших страницах (здесь и здесь). Касались также бытующего мнения о том, что козельский Никольский весьма похож на храм Иоанна Воина, что на Якиманке в г. Москве. Впервые об этой схожести поведал нам замечательный краевед Евгений Николаев в своём путеводителе «По Калужской земле (от Боровска до Козельска)»[1]. От кого он сам услышал о подобной идентичности, он в своей книге не сообщает. Теперь же мы сочли полезным поместить у нас и рассказ Льва Санчеса. Согласие на публикацию он нам любезно предоставил, а ссылку на источник, который опубликовал это его повествование, мы приводим в тексте.

 

 

Лев Масиель Санчес

(об авторе)


Никольская церковь. 1740 г. Калужская область, г. Козельск. Фото нач. XX в., источник

 

 

КОЗЕЛЬСКОЕ И ЧУКАВИНСКОЕ БАРОККО

 

Древнерусская архитектура в эпоху барокко и классицизма 

Соединение старых и новых архитектурных форм и стилей в русской провинции XVIII века


     Бывали такие случаи, когда копировались конкретные здания. Все-таки в целом, конечно, это чаще происходит на уровне каких-то кафедральных соборов, вот когда Успенский собор Московского кремля повторяется в регионах, в епархиальных столицах и так далее. Но иногда возникали странные ситуации, когда просто, например, в городе Козельске, нынешней Калужской области, была построена Никольская церковь, которая полностью копирует церковь Иоанна Воина на Якиманке.

     Мы знаем, что эту Никольскую церковь строил обер-гофмаршал, то есть человек, который руководил при Елизавете всей придворной жизнью, Дмитрий Андреевич Шепелев, который происходил отсюда, точнее, не при Елизавете, а еще при Анне, и, соответственно, вот он строит себе в своем родном Козельске такую церковь, в которой он сначала планировал даже, что его похоронят, — потом, правда, он был похоронен в другом месте[1].

       Эта церковь имеет очень изысканный белокаменный декор.

 



[1] По замечанию козельского краеведа Любови Филиновой – на самом деле, Дмитрий Шепелев УПОКОЕН ИМЕННО В ЭТОЙ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ. Об этом рассказал нам в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной Пустыни» Л. Кавелин: «Николаевская церковь построена в 1740 году обер-гофмаршалом Дмитрием Андреевичем Шепелевым. Сохранилось предание, что сей царедворец, при своем богатстве отличаясь духом благочестия и усердия к вере, построил в разных местах по городам, монастырям и своим вотчинам до 70 церквей, а на окончание недостроенных завещал значительный капитал. Он скончался (как видно из синодиков сей церкви) в 1759 году мая 14-го числа в Петербурге; ТЕЛО ЖЕ ЕГО, ПО ЗАВЕЩАНИЮ, ПЕРЕВЕЗЕНО В КОЗЕЛЬСК И ПОГРЕБЕНО В СЕЙ САМОЙ ЦЕРКВИ 1760 ГОДА МАРТА 7 ЧИСЛА» (см. названное произведение, Ч. 1—2; Изд. 4-е. М., 1885. с. 49–50).

 

      Район верховьев Оки — еще одно место, где добывается белый камень, и местные памятники очень красивы, потому что очень много резьбы, которая соединяет, в целом она такая нарышкинского стиля, но и появляется уже немножко элементов барокко.

 

Два храма. Слева Никольский в Козельске, справа – церковь Святого Иоанна Воина на Якиманке. 1900­1920 гг. Направление съемки: восток Источник.  


     А сама композиция прямо напрямую заимствует довольно сложную композицию церкви Иоанна Воина. Мы не знаем, почему это построено. Здесь есть даже придел, посвященный этому святому. Самое простое объяснение, что Шепелев всегда ездил из Москвы, из Кремля по Якиманке, потому что это калужская дорога, и постоянно видел эту церковь. Никаких других причин, способных объяснить такой перенос конкретного образца, пока не существует, но интересен очень сам факт этого точного воспроизведения, немножко в других пропорциях, с некоторым огрублением, но в целом очень точного, совершенно конкретных форм.


Фрагмент Никольской церкви. Фото, источник


     Композиция с малым восьмериком, примером которого была церковь в Козельске, была очень востребована в XVIII веке. Это композиция раннего барокко, такого, которое было в Москве, соответственно, после великого посольства, которое иногда называют стилем великого посольства, и как раз эта композиция с малым восьмериком часто соединялась с таким декором, который сохраняет что-то от белокаменной нарышкинской резьбы и соединяется с красным фоном, но часто добавляются какие-то более живые, интересные детали.

     Вот, скорее, даже не своими не совсем удачными, чуть тяжеловесными формами, а именно таким очень веселым и интересным декором, даже с изобразительной резьбой, разными орнаментальными мотивами, изображениями каких-то фантастических цветов и неким странным гербом, где изображены два ангела, держащие короны над рыбой, характеризуется церковь в селе Чукавино[2].


Внешний вид и фрагмент лепных украшений на здании церкви в Чукавино. Источник


     Ее строил Петр Романович Чеглаков, который был родственником одной из придворных фрейлин Елизаветы Петровны, то есть это человек был далеко не высокого ранга. Известно, что вот эта рыба с короной — вовсе не его родовой герб. У него был другой герб. Почему она здесь появляется, не совсем понятно.

    Но как раз этот храм показывает очень интересный пример соединения в целом нарышкинского типа — здесь ярусная колокольня, а малый восьмерик и полуглавия восходят уже к петровскому барокко, — и при этом в декоре тоже соединяется одно с другим, поэтому в целом он как раз очень гармоничный и довольно выразительный.

     Находится он в селе Чукавино, недалеко от города Старица – это еще одно место, где добывается белый камень. И, конечно, именно поэтому здесь такая тонкая хорошая резьба. Все зависит от материала. Белый камень заказать и привезти далеко может только очень богатый заказчик. Заказчик просто богатый, но не самый богатый уже может его использовать, только если это существует прямо у него под носом.

 

Источник публикации статьи – «МАГИСТЕРИЯ».

https://magisteria.ru/old_russian_architecture/old-russian-architecture-in-18c

 

Подготовка к печати на «ЭК»^ С. Рябов, 28.12.2018

 

 



[1]     Е.В. Николаев пишет: «В состав монастыря (Вознесенского – прим. С. Рябова) входила и стоящая рядом Никольская церковь. «Столичный памятник» — подумал я, увидев ее впервые. Я даже и не догадывался, до какой степени это справедливо: в Москве существует — мало сказать, аналогия — несомненный ее прототип: церковь Иоанна Воина на Якиманке (ныне улица Димитрова). Конечно, сходство композиции само по себе еще ни о чем не говорит, «о тут совпадений слишком уж много. А ведь церкви разделяют почти тридцать лет: церковь Иоанна Воина закончена в 1712 году, а Никольская церковь Козельска — в 1740 году. Чем вызвано это сходство, до сих пор остается загадкой. Может быть, гофмаршал Шепелев, на средства которого она строилась, жил в Москве неподалеку от церкви Иоанна Воина и хотел в Козельске видеть ее повторение?»/Е.В. Николаев. По Калужской земле (от Боровска до Козельска). М. 1970. с. 123.

      Наш автор-краевед Любовь Филинова справедливо замечает, что Евгений Николаев здесь был не прав. Никольская церковь не входила в число церквей Вознесенского монастыря. На сегодняшний день МЫ НЕ РАСПОЛАГАЕМ НИ ОДНИМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ЭТОМУ МОНАСТЫРЮ. Нет таких сведений и у Л. Кавелина не только в его труде «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни». Нет их и в его книге «Церковно-историческое описание упразднённых монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии» (см. названное, М. 1863. с. 156-157).

 

 

[2] Чукавино — деревня в Старицком районе Тверской области.