Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ХРАМ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
11.01.2019 19:06

Церковь во имя свт. Василия Великого, не сохранилась. Вид с западной стороны. Фото первой трети XX в., из коллекции фотографий и негативов Музея архитектуры им. А.В. Щусева[1], г. Москва

 

 

Любовь Ивановна Филинова, г. Сосенский

 

ХРАМ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

История стёртой с лица земли церкви и её внешний облик на редкой фотографии

 

     В XX веке Козельск лишился двух церквей. И если место Богоявленской известно, в 2012 г. там был поставлен памятный крест, то место, где находился храм во имя свт. Василия Великого, долго искали краеведы[2]. Очень хотелось найти хотя бы фотографии, мечталось, что снимки что-то прояснят. По запросу о церквах Козельска и Козельского района в Государственный архив Калужской области было найдено одно фото – храм в с Нижнии Прыски, сделанное предположительно в шестидесятых годах прошлого века.

     Но надо всегда надеяться!

    И вот, наконец-то, наша мечта сбылась. Благодаря многолетней деятельности сотрудников научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева по бережному сохранению и репрезентации запечатлённых в фотографиях образов церковных построек в г. Козельске, мы имеем возможность взглянуть на внешний облик теперь уже стёртых с лица земли Васильевского (фото выше) и Богоявленского (фото см. здесь) храмов[3].

Сегодня речь пойдёт о Васильевской церкви.

Икона Василия Великого, фото отсюда

 

    Благодаря замечательному краеведу Аркадию Вадимовичу Шатохину, много работающему в архивах Санкт-Петербурга, имеется метрика козельского храма во имя свт. Василия Великого, составленная 27 февраля 1887 г. священником Михаилом Чупровым, к этому времени служившим в этой церкви 25 лет. В метрике написано, что храм упоминается в писцовых книгах 1629 – 1631 гг.: «церковь Василия Кесарийского, что была в прежних летах на посаде, на старом городище, против Васильевских острожных дворов, а в приделе вверху происхождение Честного и Животворящего Креста Господня, другой придел Великого Христова Мученика Георгия, древяна, разорили литовские люди, а ныне на том церковном месте стоит часовня (1887 г. часовни уже не существовало – Л.Ф.), поставил вдовый поп Крымский полоняник Алексей Семенов, а в часовне образы и книги и ризы и строенья его же попа Алексея».

    После литовского разорения храм Василия Великого, деревянный, был выстроен близ Свято-Духовской церкви, но и этот храм сгорел в большом пожаре 1777 года. В 1787 г. храм Василия Великого было дозволено устроить в воротах упраздненного Вознесенского монастыря, над которыми была церковь Преображения Господня.



     Отвлечемся ненадолго от метрики храма. Вспомним, что до 1764 г. в Козельске был девичий Вознесенский монастырь. И было в нем два храма: в честь Вознесения Господня и в честь Преображения Господня, построенный в 1746 г. Матреной Ивановной Воейковой (Е.В. Николаев в своей книге «По Калужской земле: от Боровска до Козельска» приписывает и Никольский храм к этому монастырю, но это, несомненно, ошибка). Так вот, Преображенский храм был нестандартен, об этом в книге М.Т. Преображенского «Памятники древнерусского зодчества» читаем: «Старинных каменных церквей, устраиваемых над монастырскими воротами и часто встречающихся в древних описях, не сохранилось за исключением Успенской церкви в Лаврентьевом монастыре, …, и церкви Преображения в городе Козельске, в бывшем Вознесенском монастыре». И в этой же книге: «Преображенская в г. Козельске (в бывшем Вознесенском монастыре). Каменная одноглавая церковь, помещающаяся во втором этаже; неизвестно, когда построена, в старину под церковью были проездные ворота».

     Монастырь упразднили, в 1777 г. в Козельске бушевал такой пожар, что после по велению Екатерины II нужно было отстраивать по новому «высочайше апробованному» плану, так как город выгорел на две трети… Сгорела деревянная Васильевская церковь, досталось и каменному Преображенскому храму (а шли ли там службы после закрытия монастыря?). Листаем «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни»: «Между изящною Никольскою и простою Вознесенскою церковию стоит церковь Васильевская, каменная же двух-этажная, составившаяся из постоянных пристроек. Она … устроена в 1779 г. иждивением козельскаго помещика Михаила Ивановича Желябужского, вместо сгоревшей в пожаре 1777 г. деревянной Васильевской, из оставшейся после того же пожара впусте каменной церкви Преображения Господня. А Преображенскую церковь начала устроивать на св. вратах упраздненного в 1764 г. девичьяго Вознесенскаго монастыря … еще в 1746 своим коштом вдова генеральша Матрена Иванова дочь Воейкова, для находящихся в упоминаемом бывом Вознесенском девичьем монастыре из дворян и других разных чинов трудниц. Под церковью была пустая каменная палатка на подобие храма с олтарем. По разрешению московской синодальной конторы, секунд-майору Желябужскому дозволено было исправить произведенныя пожаром в этой церкви повреждения, что и было им исполнено в 1780-х годах. Верхняя во имя Преображения Господня возобновлена, а в нижней устроена вновь теплая во имя св. Василия. Впоследствии церковь эта, усердием прихожан и старанием клира, распространена пристройкою к нижнему этажу теплой трапезы и колокольни и прибавлено как в нижней, так и в верхней по два придела к настоящей. Над колокольнею высокий обитый жестью шпиль придает всему зданию своеобразную форму».



     Вернемся к метрике храма во имя свт. Василия Великого, в которой сообщается, что каменная церковь находилась на горе, близ реки Другусны. В 1840 г. к храму была пристроена двухэтажная трапеза, в которой внизу и наверху было по 2 придела. Нижняя церковь была квадратная, а верхняя столпообразная восьмигранная, оба этажа заняты церквами.

     Размер нижней церкви: 22 аршина на 27 аршин на 9 аршин, верхняя церковь была больше: 34 аршина на 30 аршин на 20 аршин.

   Стены были выложены сплошной кладкой из кирпича, известь положена обыкновенным слоем, кирпич обожженный, стены нижнего храма приспособлены из прежде бывших монастырских ворот, связи железные.

    Наружные стены были гладкие, нижний этаж отделялся от верхнего поясом, сделанным из одного ряда кирпича «на ребро», на углах выделены полуколонки без украшений.

     Карниз сделан обыкновенный из 2 рядов кирпича, под этим карнизом положено 2 ряда кирпича «на ребро».

   Кровля на сводах церкви была дуговая, восьмигранная, железная, выкрашена медянкой, старая. Фонарь на сводах глухой, под ним шейка без украшений.

    На церкви глава была обыкновенная, круглая, выкрашена краской. Крест на главе железный, четырехконечный, от него цепи спускались к главе, у подножия креста полулуния. На трапезе крест был обыкновенный деревянный.

    Церковь внутри была устроена в виде квадрата, алтари не отделялись каменными стенами.

   В настоящих храма нижние и верхние своды дугообразные без опоры на столбы. В приделах своды стрельчатые. Пол в нижней церкви – лещадный, в верхней – деревянный.

   Алтарь в нижней церкви в 1844 г. был перенесен в ряд с алтарями в трапезе, а прежний алтарь и часть церкви отделены стеной от ризницы, в древнем и в настоящих алтарях по 2 окна, в верхнем главном алтаре – 3 окна, а во всех приделах по одному. Все помосты алтарей на одну ступень выше помоста храма.

   Иконостас был обыкновенный, из сосны, поздний, крашеный, резьба вызолочена.

   Трехэтажная колокольня была построена в 1835 году, четырехугольной формы.

  На колокольне было 5 колоколов. Самый большой – 167 пудов 20 фунтов, приобретен в 1884 г., с изображением икон Преображения Господня, Казанской Божией Матери, Василия Великого и Георгия Победоносца.

   Церковные стены в нижнем храме в 1856 г. были расписаны живописью, в верхнем храме – без росписи.

   В киоте за правым клиросом в храме Василия Великого находилась единственная икона старого письма – в честь иконы Казанской Божией Матери. По преданию одна эта икона уцелела из храма, сгоревшего в 1777 г., и поэтому чествовалась. По словам священника, описания этой иконы в печати не было. К 1887 г. церковь не была сфотографирована или зарисована, описания храма в печати не было.

  Помним, что метрику писал священник Михаил Чупров. По его мнению, раз церковь устроена после 1787 г., то художественного интереса она не представляла. «Схожую церковь трудно найти, так как в храме было много поздних пристроек».

   Обратимся к клировым ведомостям этого храма, хранящимся в Государственном архиве Калужской области. В клировой ведомости «о Васильевской города Козельска церкви» за 1848 г. написано, что каменная двухэтажная церковь построена в 1746 г. тщением генеральши Матрены Ивановой Воейковой (а мы помним, Матрена Ивановна строила Преображенскую церковь, а не Васильевскую – Л.Ф.). И во всех более поздних ведомостях Воейкова упоминается, как устроительница храма.

    В 1835 г. отдельно от церкви была выстроена каменная колокольня. Между церковью и колокольней в 1840 г. была выстроена каменная двухэтажная четырехпрестольная трапеза; настоящего всхода в верх в 1848 г. еще нет, церковь не доделана.

    Прошло 20 лет и в клировых ведомостях за 1868 г. сказано: «Но настоящего входа в верхний этаж еще не сделано».

    Минуло еще 11 лет и в клировых ведомостях за 1879 г. написано: «но надлежащего входа в верхний этаж еще не устроено». При церкви есть каменная лавочка для продажи свечей и деревянная сторожка.

    Снова через 11 лет в клировых ведомостях за 1890 г. читаем, что настоящего входа в верхний этаж еще не сделано.

В 1890 г. храм стоял на церковной земле площадью в 200 квадратных саженей. Васильевская церковь также владела усадебной, пахотной и сенокосной землями. К Васильевской церкви, по упразднению деревянной Пятницкой церкви в 1794 г., были приписаны пятницкие прихожане с принадлежащими пятницкой церкви пахотными и сенокосными землями, из которых сенокосы и в 1890 г. находились при Васильевской церкви, а пахотная земля в 1817 г. была отведена к козельскому Успенскому собору.

   Васильевский храм владел и пустошью Поповка в 15 км от Козельска. Пустошь в разные годы отдавалась в аренду разным людям. В 1890 г. она была отдана по контракту обществу крестьян села Волосово Козельского уезда за 1000 рублей, и из этой суммы должны были платиться все налоги, сборы и повинности по всей церковной земле.

    В 1900 г. в клировых ведомостях было сказано, что престолов в храме было шесть: в верхнем холодном этаже первый (главный) в честь Преображения Господня; во вновь устроенной трапезной церкви – второй в честь Казанской иконы Божьей Матери, освящен 12 июля 1864 г.; а по левую сторону – третий во имя вмч. Параскевы, освящен 18 июля 1864 года. В нижнем теплом этаже: в настоящей четвертый престол во имя Василия Великого, освящен неизвестно когда и кем, этот же престол в июле 1844 г. был перенесен из настоящей во вновь устроенную церковь и устроен параллельно трапезным алтарям и тогда же освящен, а по устройстве в 1893 г. нового иконостаса и полов вновь освящен 17 октября этого же года; по правую сторону пятый – во имя вмч. Георгия Победоносца, освящен 23 января 1841 г.; а по левую сторону шестой – во имя Крестителя Господня Иоанна, освящен 30 января 1841 года. В нижнем теплом этаже в храмах Василия Великого, Георгия Великомученника и св. Иоанна Крестителя устроены иконостасы и полы и вновь освящены престолы в храме Св. вмч. Георгия 7 апреля 1894 г., а в храме Св. Иоанна Крестителя 8 апреля 1894 года.

    В начале XX века хозяйственное управление при Синоде собирало по всей стране страховые документы на церковное имущество. Снова благодарим московско-сосенского краеведа А.В. Шатохина за справку о Васильевской церкви из Российского государственного исторического архива, составленную 31 августа 1910 года.

    Каменная двухэтажная шестипрестольная, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. 34 (с колокольней) аршина длина; ширина с приделами 27 аршин внизу и 31 аршин вверху. Одна большая и 1 малая главы, помимо колокольной. Внизу 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Вверху в первом ярусе 16 окон с дубовыми рамами, в верхнем ярусе 9 с сосновыми и все с железными решетками. Нижняя церковь выстлана лещадью, а в верхней церкви полы деревянные. В нижней церкви 4 печи кафельные: 2 в трапезе, по 1 в среднем и северном алтарях. В нижнем этаже изнутри 2 двери створчатые, столярной работы, 2 – снаружи, створчатые, деревянные, одна обита железом. В верхней церкви двери деревянные, створчатые, простые, столярной работы – внутренние и наружные, с железной задвижкой – одна. Год постройки церкви – 1746-й, достаточно сохранилась. Иконостасы: в верхней церкви – 3, из сосны, столярной работы, с резьбой. Главный – 4 яруса, выкрашен белой краской, резьба вызолочена, 7х10 аршин. Придельные по отделке такие же, 7 ½х6 аршин. Три нижних иконостаса, из сосны, обложены розовым деревом, резьба ореховая, все – двухъярусные, 8 х 7 аршин. Колокольня трехъярусная, 18 аршин до карниза, а всего 48 аршин. Рядом 2 каменные пристройки: сторожка 8х8х5 аршин с деревянным полом и железной крышей, окрашенной масляной зеленой краской и свечной склад с каменным полом тех же размеров и с той же крышей.

    Ближайшие постройки: с запада в 10 саженях каменная церковь Николаевская, к югу – жилые деревянные постройки в 4 саженях, на востоке в 3 саженях – каменная церковь Вознесения, на севере – деревянный дровяной сарай в 3 саженях.

    Церковный деревянный дом 10х10 аршин с холодным прирубом и коридором между ними. Длина прируба 10 аршин, ширина 7 аршин с коридором. 7 окон и 1 простая печь. Дом с прирубом под покрытой дранью крышей.

   Дровяной сарай, 2 закуты и погреб 17 аршин (общая длина)х7 аршин под одной крышей, покрытой дранью. Дровяной сарай из досок, вделанных в дубовые столбы, покрыты дранью, 14х6 аршин.

   Про церковный деревянный дом сказано в клировых ведомостях за 1915 г., что он был пожертвован в 1903 г. девицей Александрой Лихачевой и составлял собственность церкви.

    Школ в приходе церкви никогда не было.

    Данные о приходе сведем в таблицу:


 

     Судя по данным в таблице, дольше всех в храме служил Михаил Чупров. Потому расскажем о нем поподробнее. Отец Михаил находился на службе в Васильевской церкви с сентября 1861 г. по 14 декабря 1906 г., умер за штатом 20 декабря 1909 года.

    Священник Михаил Петрович Чупров 1835 г. рождения, дьяконский сын, по окончании курса в Калужской духовной семинарии в 1856 г. был уволен с аттестатом 1-го разряда. В 1858 г. был определен учителем в Мещовское уездное духовное училище, был там библиотекарем в ученической библиотеке. В 1861 г. уволен из училищного в епархиальное ведомство для поступления на священническое место в городе Козельске к Васильевской церкви. 10 сентября рукоположен во священника. С 1862 г. был законоучителем в мужском и женском козельских приходских училищах. В 1863 году был увещевателем в Козельском тюремном замке. В 1865 году был законоучителем в Козельском уездном училище. В 1866 г. за участие в сооружении при Козельском уездном училище иконы Александра Невского в память 4 апреля о. Михаилу была объявлена Высочайшая благодарность по Московскому учебному округу. В 1867 г. объявлена Высочайшая благодарность за принятие на себя обязанности в память того же события вносить деньги в Козельское уездное училище за двух бедных учеников.

    С 1872 г. был законоучителем в козельской уездной воинской команде, с 1876 г. – в козельском городском трехклассном училище. С 1877 г. состоял членом Козельского уездного училищного совета по выборам от земства. В 1886 г. за полезную службу в сане священника и должности законоучителя городских училищ от Козельского городского общества о. Михаилу был поднесен золотой наперсный крест с украшениями в день 25-летия в сане священника. В 1887 г. был определен наблюдателем церковно-приходских школ.

    В 1891 г. о. Михаил был духовником по 1-му благочиническому участку Козельского уезда. В 1892 г. был награжден за отличную усердную службу орденом Св. Анны 3 степени и в этом же году стал депутатом от духовного ведомства в козельском земском собрании на 3 года. В 1895 г. был определен благочинным 1-го козельского участка. Саном протоиерея о. Михаил был награжден в 1896 году. По предложению попечителя Московского учебного округа законоучителем в козельском городском училище по выслуге 25 лет он был оставлен еще на 5 лет, по выслуге 30 лет – еще на 5 лет, по выслуге 35 лет – еще на 3 года.

     «Калужские епархиальные ведомости» №10 за 1901 год. «Орденом св. Анны 2 степени награжден Васильевской церкви г. Козельска протоиерей Михаил Чупров за службу по епархиальному ведомству». Был женат на Анастасии Васильевне Чупровой, к 1910 г. дочери София и Елизавета были замужем, сын Иоанн служил доктором.

    С 1909 г. церковным старостой был козельский мещанин Михаил Федорович Зотов, 58 лет, сын священника, образование домашнее. Он имел свидетельство от Св. Синода за пожертвование из своих средств 500 рублей на ремонт церкви и церковного дома. Жалования ниоткуда не получал. Староста Зотов в 1909 г. за свой счет поправил церковную крышу и устроил новые водосточные трубы. Заново поставил церковный сарай деревянный, а при церковном доме – двор. Всего на сумму 500 рублей. Даже не будучи старостой, жертвовал на церковь: в 1893 г. в пользу причта 200 рублей, в 1894 г. в пользу церкви 158 рублей. Имел дома и торговлю в городе Козельске, а также имения в деревне Трошна Волосовской волости.

    С 1911 г. церковным старостой был купеческий сын Павел Николаевич Зотов, 43 лет. Он окончил Козельское уездное городское училище, имел собственный дом, у его матери была торговля.

    Очень часто Васильевскую церковь называли Георгиевской, по одному из приделов. Ссылку на Георгиевскую церковь можно обнаружить в жизнеописании монахов Оптиной Пустыни после революции. Когда монастырь был полностью закрыт к 1923 г., насельники перебрались в Козельск и некоторые служили в Георгиевской, а на самом деле, Васильевской церкви.

    Когда храм был разрушен – найти пока не удалось. Но в заявлении во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет от 26.8.1933 г. Никольской общины верующих г. Козельска Западной области упоминается Народный дом, устроенный в бывшем Георгиевском храме. То есть, здание Васильевской церкви в 1933 г. еще существовало, а храм к этому времени уже был закрыт. И, возможно, при строительстве в 1939-1940 гг. железнодорожной ветки, соединившей Тулу и Козельск, понадобился камень, и чтоб издалека не возить, взорвали средний среди трех храмов, которые, расположенные рядом, образовывали вид такого «козельского кремля»?

 

Л.И. Филинова, специально для «Энциклопедии Козельска, декабрь 2018 г.

Подготовка к печати С.Рябов

Примечания:


1. В музейном описании фотографии, которую мы здесь помещаем, указано: «Георгиевская церковь (Василия Великого), ул. Земляной Вал. 1746 г., колокольня 1835 г….».

2. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (греч. Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας (А́йос [Свято́й] Васи́лиос о Ме́гас), ок. 330 –379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель архиепископ Кусарии Каппадойской, церковный писатель и богослов. Один из трёх, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом, капподакийских Отцов Церкви. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии (материал из Википедии).

3. Редакция сайта «Энциклопедия Козельска» рассчитывает рассказать о коллекции фотоматериалов в Музее архитектуры им. А.В. Щусева отдельно.