Навстречу 78-ой годовщине освобождения Козельска
от гитлеровской оккупации
Александр ХРУЩЁВ
(об авторе см. во второй части публикации)
ДООККУПАЦИОННЫЙ КОЗЕЛЬСК СКВОЗЬ ФОТОПРИЗМУ ОБЪЕКТИВА КАМЕРЫ ГИТЛЕРОВСКОГО САМОЛЁТА-РАЗВЕДЧИКА (август-сентябрь 1941 года)
Продолжаем разговор, начатый раньше
Приближается 78-летняя Годовщина Освобождения Козельска от немецко-фашистских оккупантов. Пусть даже и не «круглая» дата, но от этого всё равно не менее значимая. Снова и снова обращаемся мы к трагической и полной загадок военной истории нашего города.
В дополнение к тому, что было рассказано на сайте раньше (здесь), обратимся к ещё одному аэрофотоснимку с гитлеровского самолёта. Этот снимок мне посчастливилось найти и рассмотреть в деталях. По своей сути он редчайший, потому как сделано фото ещё до оккупации города, а именно 1 сентября 1941 года (город будет оккупирован 8 октября 1941 года). К сожалению, помимо плохого качества, возможности для изучения по снимку некоторых областей земной поверхности серьёзно снижаются из-за облачности, которая установилась в день съёмки. Причём, не только сами облака, но и тени, отбрасываемые ими на землю, мешают разглядеть подробности обстановки в Козельске, каким он выглядел с высоты в несколько тысяч метров.
Фото и пояснение взяты здесь Многоцелевой самолёт , в т.ч. для воздушной разведки, Ju-88D-1 W.Nr.430861 «T5+GH» из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.100, аэродром Орша-Южный, начало июня 1943 г. На руле направления видны две отметки сбитых самолетов, что в разведывательной авиации было большой редкостью.
Не имея возможности разместить здесь весь снимок, поделюсь несколькими фрагментами интересных мест в Козельске, каким он был в сентябре 1941 года. Заметим, что город ещё практически весь цел. Видно, фашистам ещё нет серьёзного дела до этого города. Он ещё не является главной целью бомбардировки и обстрелов.
Первое, это район железнодорожной станции «Козельск» – важный пункт в системе коммуникации советских обороняющихся войск.
Мы видим стоящий на путях железнодорожный состав. Можно рассмотреть постройку железнодорожной станции с её первоначальной крышей. Видна водонапорная башня, которая далеко отбрасывает свою тень.
Фрагмент аэрофотоснимка от 1 сентября 1941 г. Район железнодорожной станции Козельск
Современный космический снимок «google» района ж.д. станции Козельск
Второе, это место, где находилась когда-то Богоявленская церковь. Как мы видим на снимке от сентября 1941 г., церковь разрушена, либо ведутся работы по её разборке
Фрагмент аэрофотоснимка от 1 сентября 1941 г. Район Богоявленской церкви. Светлое пятно на месте храма.
Современный космический снимок «google» района Богоявленской церкви.
Отчётливо просматривается «треугольник» из дорожек вокруг места, где был храм
Заметим, что, судя по фото с воздуха, Богоявленская церковь на 1 сентября 1941 г. разрушена полностью. При этом здания в самом городе Козельске ещё практически все целы. Это наводит на мысль о том, была ли в действительности церковь сметена точным попаданием авиационной бомбы? Может быть, всё-таки, она пала в процессе плановой разборки на кирпич, начатой ещё в предвоенные месяцы? Мне доводилось видеть фото этого же места на аэрофотоснимке от 28 августа 1941 года. На нём тоже присутствует это «пространное пятно», свидетельствующее о масштабных работах по вывозу каменных останков церкви с места, где она прежде возвышалась.
Да, выходит, что по состоянию на 27 августа 1941 г. Богоявленская церковь была уничтожена. В своё время А.И. Играев опубликовал воспоминания В.П. Шипилина. Вот что тот пишет: «Церковь была во время войны полностью разрушена, прямое попадание бомбы было, <...> даже и стены не остались от неё». У нас нет причин сомневаться в словах ветерана. Но, вот что интересно. Когда рассматриваешь немецкий снимок с воздуха, сделанный в сентябре 1941 г., отчётливо видно, что точно такое же пятно разрушения наличествует на месте построек Вознесенского храма. При этом сам город Козельск остаётся в большинстве своём ещё не разбомбленным врагом. Как-то не очень верится, что фашисты избрали эти два храма – Богоявленский и Вознесенский – первоочередными объектами для бомбовых прицельных ударов. Другое дело, оба храма как доминанты в ландшафте города – ориентиры для обстрела города неприятелем – могли быть взорваны нашими фортификаторами при подготовке города к возможному гитлеровскому штурму накануне оккупации Козельска. Это нужно уточнить.
Город буде практически разрушен с воздуха позже. Случилось это даже уже после освобождения Козельска от фашистов в самом конце 1941 года.
Ближний разведчик-корректировщик Focke-Wulf Fw-189А (фото отсюда). Его в простонаречии называли «рама»
Снова обратимся к воспоминаниям В.П. Шипилина: «После освобождения Козельска мы все боялись «рамы» – это немецкий самолёт-разведчик. Если в воздухе появлялась рама, мы все прятались по погребам, и уходили даже с ночёвкой в окопы: хоронились: за пределами Старой Казачьей. В районе монастыря Оптина траншеи и блиндажи были. И вот все «казацкие» садились в окопы, блиндажи и мы там жили. Немец бомбил Козельск сильно, и в основном он пытался разбить новый железнодорожный мост. Старый мост наши взорвали, и этот был единственный. <...> Как появлялась «рама» – это бомбёжка. <...> А почему он бомбил этот мост – там бронепоезд стоял наш за мехзаводом, запрятан был в лесу».
О том, какими впечатляющими были налёты, и каковы последствия гитлеровских ударов с воздуха, об этом можно судить, например, по истории только одного налёта на Москву. Читаем: «В ночь на 22 июля 1941 г. 127 немецких бомбардировщиков совершили первый массированный налет на Москву. В результате бомбардировки в городе возникло 1166 пожаров. В следующие ночи последовали еще более разрушительные удары. Всего в течение трех первых налетов в столице были полностью или частично разрушены 85 промышленных предприятий, 147 жилых домов и множество других объектов. При этом по официальным советским данным погибли 336 чел., еще 1360 получили ранения и контузии. Этот несомненный успех Люфтваффе был достигнут во многом благодаря данным, полученным экипажами дальней разведки» (отсюда).
Возвращаясь к аэрофотоснимку времён войны остаётся добавить, что из интересного на нём стоит отметить тот факт, что помимо «нового» железнодорожного моста на своём месте и ещё в неразрушенном состоянии на 1 сентября 1941 г. находится и старый железнодорожный мост и Белёвский деревянный мост, соединявший подножье улицы Белёвская Гора и противоположный берег реки Жиздра. Дальше дорога шла в поля и к лесу.
Ещё немало загадок нам предстоит разгадать в истории Козельска и, быть может, именно материалы аэрофотоснимков помогут нам в этой непростой, но захватывающе интересной работе.
А. Хрущёв
Ноябрь-декабрь 2019 г.
Редактор С.А. Рябов
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЦЫ САЙТА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА»
Наш новый автор Александр Хрущёв
Богата связями и встречами с интересными людьми работа ведущего проекта «Энциклопедия Козельска». За 9 лет работы сайта темы, затронутые однажды на его страницах, не раз получали совершенно неожиданное развитие. Ставишь материал на сайт, и думаешь, а вдруг, это никому не будет интересно? Ан, нет! Проходит время, и кто-то обязательно «стучится» в «личку» администратора, чтобы рассказать о чём-то очень важном по существу того, что было опубликовано когда-то на сайте. Вот и уходящий 2019 г. ознаменовался новыми счастливыми знакомствами.
К нам, например, присоединился Александр Хрущёв.
|