Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Летним днём в городском саду E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Фото/старое и новое
29.12.2012 09:14

Марафон для фотолюбителей и краеведов

"ШАГ В ПРОШЛОЕ - ШАГ В БУДУЩЕЕ"


В прошлый раз, мы пригласили читателей внимательно вглядеться в те редкие фотографии с козельскими городскими видами, которые сохранились до наших дней (здесь и здесь). Речь шла, в частности, об очень, на первый взгляд, малоинформативной фотографии, сделанной в начале XX в. Гольдбергом. На ней запечатлена центральная аллея городского сада города Козельска (читать и смотреть здесь). Мы позвали читателей, чтобы те могли проверить себя: умеют ли они видеть то, что хотел сказать нам автор фото, нажавший однажды на кнопку спуска затвора своей камеры. Мы уверены, что многие последовали нашему совету и теперь получили возможность сравнить свой взгляд, оценить своё видение с тем, что «распознали» на фотографии другие. Например, Олег Федосеев – наш замечательный и постоянный автор. Следующий раз, наводя оптику своего фотика на объект съёмки, вы лишний раз, быть может, подумаете над величайшей значимостью, казалось бы, пустячного дела – щёлкнуть затвором объектива.

 


Олег Федосеев

ЛЕТНИМ ДНЁМ В ГОРОДСКОМ САДУ

 

Не зря наши фоторазведчики-артиллеристы, про которых мы писали однажды (здесь), отмечали бесстрастность и объективность фотографии.  Чего не видит глаз человека, либо мозг не фиксирует за внешней субъективной малозначительностью, все бесстрастно и скрупулёзно фиксирует  фотопленка. И потом, уже при расшифровке фотоснимка, вглядываясь в детали, случаются поразительные «находки». Что мы видим глазом? Общий фон. Фотография же открывает нам детали, дающие информацию объёмнее, чем мимолётный взгляд на окружающее. Что не сохранилось за ненадобностью в голове, бесстрастно запечатлевает фотография. В том числе хранит и то, что сам увидел однажды, но что не смогли в том же самом сюжете увидеть или распознать другие.

На первый взгляд может показаться, что фотоснимок, сделанный в начале прошлого века в городском саду г. Козельска, малоинформативен. На самом деле он о многом может нам рассказать о том времени. Широк спектр вопросов, освещаемых только и одной фотографией.

Ранее мы эту фотографию уже публиковали, когда рассказывали об уличных фонарях города Козельска (здесь). Тогда мы в двух словах сказали о расположенных в городском саду светильниках. Поэтому, мне хотелось бы здесь в первую очередь сказать именно о них.

Помимо того фонаря, часть которого хорошо видна по правой стороне снимка (сразу же у обреза фото), еще два таких же фонаря можно отчетливо различаются на этой открытке. По левую сторону центральной аллеи, такой же фонарь расположен далее первого на 6-7 сажень (12-15 метров). Чтобы его обнаружить, обратим внимание на одну из героинь фото. Это … курица, вышедшая на центральную аллею парка попозировать заезжему фотографу. Вряд ли она осознавала важность момента, позволив запечатлеть на века свой образ. Зато мы, благодаря ей, теперь без труда можем указать вам место, где на фото «прячется» ещё один фонарь.

 

 

Следующий фонарь - за мальчиком, сидящим на скамейке с правой стороны аллеи. Третье дерево дальше по аллее от него – ещё один светильник. От первого фонаря по правой стороне до этого фонаря порядка 10 сажень, т.е. более 20 метров.


 

Если по левому фонарю еще можно предположить, что он закреплен непосредственно на столбе, но сам столб затенен фоном дерева, то правый дальний фонарь на снимке под собой имеет конкретный просвет за террасу горсада. Столба под ним не видно, значит, можно предположить, что фонари крепились либо непосредственно к дереву, либо на консольном кронштейне к столбу.

Такая конструкция себя оправдывает в том случае, когда нет места под столб на дороге, когда он там мешается. Но по тому, как расположены фонари на снимке, можно понять, что там и столбы бы без ущерба встали. Не надо было бы тогда делать и консоль. Не хотелось бы допускать, что фонарные кронштейны прикреплялись непосредственно к дереву.

Хотелось бы верить, что люди в то время ощущали себя частью природы больше нашего. Вот даже ни одну из спинок скамейки не то что не прибили к дереву, но даже и не облокотили на стволы. Как бы то ни было, но вот столбов   у фонарей на снимке не видно.

Второй и третий фонари расположены на пересечении аллей, т.е., в том самом месте, которое подлежало дополнительному освещению. Слева за этим перекрестком можно увидеть один высокий столб. Вот на нём то, предположительно, уже действительно на консольном кронштейне висел еще один фонарь, предназначенный для освещения перекрестка аллей в городском саду. Он был, скорее всего, установлен уже позже других фонарей, уж больно   основателен, или в дополнение других светильников. Такой столб подсказывает нам, что фонарь на нём был необычайно мощный, висел много выше своих собратьев. В этом месте, похоже, нужно было создать объёмное и более яркое освещение прилегающей территории. Ведь он освещал площадку перед верандой, которая просматривается слева, если вести взгляд по аллее до угла перекрестка.

Веранда…

Частью какого помещения она могла быть? Признаемся, что непосредственное назначение данного объекта нам не известно. Рискнём предположить.

Вряд ли это был объект «общепита». Возможно летняя чайная, хотя такое сооружение более подошло бы для проведения театральных представлений или концертов. Здесь мог играть духовой оркестр, например, из городской пожарной части. Могли читаться лекции, либо проводиться иные общественно-культурные мероприятия. Там вполне могли просто укрываться люди в ненастье. Но уж раз завели разговор о фонарях, как не вспомнить ещё один их тип.

Помещение, о котором мы рассуждаем, как нельзя лучше подходит для проведения сеансов показа «слайдов» - стеклянных фотопластин с помощью волшебных фонарей, получивших в начале XX века широкое распространение и признание у населения.


Волшебный фонарь, фото с сайта

 

Волшебный фонарь, а именно так, без всяких кавычек, назывался прародитель кинематографа и современных видеопроекторов - «дедушка» знакомых нам по детству диапроекторов для показа диафильмов. Это был один из первых массовых аппаратов для проекционного изображения.

В те времена кинематографа еще не было, но индустрия видеопроката уже существовала. Правда, показывали тогда не кинофильмы, а через проектор рисованные картинки. Позднее демонстрировали ещё и фотографические изображения на стекле. Всё это сопровождалось музыкой и рассказом. Так это позже было организовано, например, при демонстрации немого кино. В конструкцию волшебного фонаря входила всё та же керосиновая лампа, но могла быть и свеча, либо лампада, а позднее электрическая лампа.

Через специальную оптическую систему изображение со стеклянных пластин в увеличенном виде выводилось на экран. Сеансы волшебных фонарей были очень популярны у населения и, в зависимости от тематики сеанса, могли продолжаться по времени как полнометражный фильм, до 2 часов. С появлением фотографии в художественных сюжетах для таких фонарей стали сниматься профессиональные актеры. Словом, это было то же кино, только картина строилась из серии покадровых изображений. От этого потом и пошёл кинематограф. Доступны сеансы волшебного фонаря были и для домашнего просмотра. Человек с достатком мог сам себе позволить купить волшебный фонарь. Известно, что волшебные фонари закупались Козельским уездным земством для школ. Их использовали   для наглядной демонстрации материалов по темам изучаемых предметов. Поэтому к трём видимым на фотографии горсада фонарям, при внимательном изучении фотографии, можно смело добавить еще два. Консольный фонарь на высоком столбе и волшебный фонарь. Но, разумеется, это не все фонари в городском саду. Непременно фонари были при входе в городской парк, у его ворот. Скрыты от нашего взгляда, но не от воображения, фонари, расположенные на аллеях парка, а также в районе центральной террасы.

На что ещё обращаешь внимание при внимательном рассмотрении данной фотографии. Бросается в глаза исключительно рациональное размещение скамеек в саду. Все они плотно расставлены между деревьев парка вдоль всех его аллей, не оставляя прохода на зеленую зону. Поэтому, любому горожанину, даже при большом количестве посетителей в парке, не надо искать свободную скамейку. Он всегда найдет свободное место, чтобы присесть и отдохнуть в жаркий летний полдень в тени густой кроны парковых деревьев. Сохраняются от вытаптывания и в чистоте зеленые лужайки парка, радующие глаз посетителей своим естеством.

Приятно отметить рачительность городской управы в расходовании городской казны. Если сиденья скамеек сделаны из ровной обрезной доски, то на спинки скамеек была использована более дешевая «необрезная» доска.

На это подсказывает нам неровность досок спинок скамей. Что, впрочем, придает им определенный шарм и естественность. Они гармонично вписываются в промежутках между такими же неровными деревьями сада и создают единое целое с искривленными стволами плакучих берёз, растущих в парке.

Предварительный расчет показывает, что возраст берез на снимке уже приблизился к 50 годам, то есть были они посажены примерно в середине XIX века. Новых берёз, вероятно, более не сажали. Сейчас без них парк выглядит опустошенным. Чистым и просторным, как на фото, которое мы помещаем ниже.

 

 

Горсад Козельска весной. Фото из интернета (автор, откликнитесь)


Перейдем к живым персонажам, изображенным на фотографии. На первый взгляд может показаться, что все эти люди случайно попали в кадр. Но, согласитесь, какой смысл фотографировать парк без людей. В том и замысел фотографа, чтобы оживить фотографию. Дополнительно показать, что это именно городской сад, место для отдыха горожан. Без людей на фотографии трудно будет догадаться о предназначении данного объекта, да и само фото будет выглядеть неодушевленным и мрачноватым.

Про мужчину, сидящего на скамейке слева, трудно сказать что-либо определенное. Но что-то всё же подсказывает нам то, что он вовсе не случайно оказался в кадре. Это, скорее всего, компаньон фотографа, сопровождавший его в парк, либо даже сам фотограф, производивший съемку с установкой камеры «на выдержку». Типичный антураж для того времени. Мужчина явно позирует перед объективом. Видно, что фотографироваться ему не впервой, перед камерой он не испытывает испуга либо смущения. Принял позу для съемки, застыл в нетерпеливом ожидании: когда же, наконец, «вылетит птичка».

Более интересным представляется сидящий напротив него юноша.


 

Первая мысль, которая приходит в голову при взгляде на фото, что перед нами гимназист.

К сожалению, неизвестно, какая форма была определена в Козельской мужской гимназии и была ли она определена вообще. Но по тому, как одет этот юноша, вполне можно предположить, что это гимназист старших классов. Серая форменная куртка с подшитым воротником стойкой в цвет синей гимназистской фуражки. Либо летняя гимнастерка, чёрные брюки и чёрные ботинки. Вот только в Калужских гимназиях была принята форма у гимназистов черного цвета, хотя и каждая гимназия определялась с видом формы самостоятельно и не во всех гимназиях даже она была принята. Опять же, на снимке у юноши просматриваются блестящие пуговицы на околыше фуражки и самое главное. На куртке есть погоны - атрибут, несвойственный форме гимназистов. Он больше подходит юнкерам - учащимся военных училищ.

К сожалению, качество снимка не дает нам возможности точно ответить на вопрос, кто же именно изображён.

Следующий персонаж - это мальчик, который присел на скамейку на заднем плане справа на снимке. Одет он в простенький тканный высокий картуз и рубаху на вырост, под пояс. На нём тёмные брюки и обувь, тип которой по снимку не определить: сапоги либо ботинки при зауженных у голени брюках. Мальчик этот явно из городской мещанской либо ремесленной семьи среднего достатка.

Как и многим мальчишкам, ему свойственна детская непосредственность и любознательность. Взгляд с фотографа не сводит и всё ребёнку интересно. Не до художественного позирования.

Этого же мальчика мы можем наблюдать и на других снимках из известной нам серии козельских фотографий (см. здесь).


 

Этого героя мы находим без труда на фото железнодорожного моста через р. Жиздру, где он стоит на переднем плане рядом с двумя играющими мальчишками (фото выше).

Есть мальчик и на фото с Белёвской горы, где он, стоя на куче песка, пытается не упустить момент съемки (фото ниже).

 

 

Проходящий мимо мужчина заслонил его от объектива, поэтому ему быстрее надо попасть в кадр. Так и запечатлел его фотограф в движении. Возможно, что мальчик на фотографии попал только благодаря своему любопытству. Впрочем, не исключено, что он был один из сопровождающих фотографа. Это мог быть его родственник либо знакомый.

Еще один важный персонаж на снимке горсада, о котором мы уже упомянули в начале статьи, это курица. Предполагаю, что она пришла сюда с частного сектора ул. Набережной реки Жиздры. Либо от храма: курица батюшкина или церковного старосты. А может быть и крестьянская это курица. Фуражирующих в горсаду кур можно застать и в наше время. Возможно, что кому то из них также случайно повезёт быть запечатленной на века многочисленными фотографами - туристами в современном городском саду.

Присмотритесь к любой фотографии. Любая, на первый взгляд обычная, фотография расскажет о себе много нового и ранее неизвестного.

 


 

Олег Федосеев, декабрь 2012 г.