Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ВСЁ ОСТАЁТСЯ ДЕТЯМ. ПАМЯТИ А.Н. ОБОЛЕНСКОГО E-mail
(2 голоса, среднее 4.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Кн. Оболенские:дом и судьба
26.02.2011 23:34
Индекс материала
ВСЁ ОСТАЁТСЯ ДЕТЯМ. ПАМЯТИ А.Н. ОБОЛЕНСКОГО
Page #
Page #
Все страницы

 

Князь А.Н. Оболенский  на балу, г. Вашингтон, США, из интернет.

 

С.А. Рябов

ВСЁ ОСТАЁТСЯ ДЕТЯМ

Памяти Алексея Николаевича Оболенского (28.10.1919-26.02.2006 г.)

 

«Вообще от романтики зарекаться нельзя ни в коем случае. Это я вам говорю по своему опыту. В двадцатом столетье случались просто невероятные вещи».

А.Н. Оболенский, апрель 2002 г.

 

Пять лет назад в Березичах Козельского района Калужской области после непродолжительной болезни  в возрасте 86 лет скончался и здесь же был похоронен князь Алексей Николаевич Оболенский. Подробный рассказ Г.Э. Гороховой том, как хоронили князя 2 марта 2006 года можно прочесть здесь, этот же репортаж, только с фотогалереей помещен здесь.

 

Первый крест на могиле князя А.Н. Оболенского, фото автора, 2006 г.


За прошедшие годы на могиле заменили деревянный крест мраморным, благоустроили это место как могли. Сегодня, как рассказал по телефону настоятель Никольского храма отец Евгений, в Никольской церкви отслужили панихиду и совершили литию на могилке Алексея Оболенского - человека, успевшего повидать и пережить в жизни столько, чего хватило бы не на один роман.

Остался он лежать здесь навеки один, поскольку большинство его родственников после 1917 года нашли себе место на ухоженных кладбищах Европы и Америки.

Почему, во имя чего? Вот тот вопрос, на который я ищу ответ сегодня 26 февраля 2011 года в день Вселенской родительской субботы. С какой великой целью упокоился в Березичах Алексей Николаевич Оболенский, родившийся в Германии, значительную часть жизни проживший в Италии, наконец, в США?

 

 

Руины дома князя А.Д. Оболенского, фото автора, 2000 г.

 

Он сознательно остался в русской земле у стен Никольского храма, заложенного его прапрадедом Александром Оболенским (1782-1855) в 1845 году. Наверняка это не обошлось без учёта мнения родных и близких, деливших с князем тяжесть его поездок по России в последние почти 15 лет.

Он осознанно остался лежать на высоком месте, откуда открывается вид на центральную часть села, в котором так любил бывать со всем своим большим семейством прадед, помещик Дмитрий Оболенский (1822-1881). От церкви видны вдали кирпичные трубы стекольного завода, ближний зажиздринский лес с руинами бывшего дома Оболенских. Завод, дом-дворец, как и дорога от села к ним, были построены  его дедом - заводчиком Алексеем Оболенским (1855-1933) перед самой революцией. Ещё и сегодня можно увидеть с десяток по сей день не утративших своего достойного вида каменных домов, построенных в разных местах по селу  из кирпича, обожжённого на заводе деда.

Его отец, Николай Алексеевич (1896-1978), ещё совсем молодым человеком бывал здесь  вместе с отцом накануне  великого перелома 1917 года. Мог он быть с ним и в 1918 году, когда на крестьянском сходе селяне, перед этим разгромившие княжеский винный завод, заметим, это был один из знаменитейших винзаводов России, просившему разрешить остаться здесь князю, вынесли свой грозный приговор: «Не нужен ты здесь жить!».

Не исключено, что Николаю Оболенскому, как историку искусства и переводчику, удалось побывать в здешних краях и позже, уже в советское время. Он мог видеть, до какого состояния довели «берейские» церковь, превратив её в склад химических удобрений. Мог наблюдать, как стремительно и безжалостно разрушается после пожара 1964 года бывший их дворец и хиреет парк. Не исключено, что он был наслышан и о том, что давным-давно местные жители сожгли и разграбили старое здание усадьбы, что было среди села неподалёку от церкви. Отец мог рассказывать Алексею обо всех этих делах,  творившихся  в «родовом гнезде».

«Романтика» для князя в Березичах именно и заключалась в хитром сплетении событий. Прапрадед, прадед, дед – каждый из них, как думалось Алексею, оставили ему здесь что-то материальное и зримое в наследство. Не случайно, как только наметилась у нас очередная «оттепель», это наследство  позвало князя в наш край. Потянула его надежда на то, что можно будет вернуться сюда хозяином! Чтобы вновь, как его дед Алексей Дмитриевич, по заведённому на Руси «праву князя», навести порядок в бывшем своём хозяйстве. Понадеялся на те политические перемены и экономические перспективы, которые вдруг приоткрылись с горбачёвской «перестройкой» и с началом ельцинского этапа в истории России.

В 1992 году он приехал сюда сам, стали бывать здесь и другие представители многочисленного и ветвистого рода Оболенских.

Лично Алексея Николаевича ждало, мягко говоря, глубокое разочарование. Замечательный, но постепенно забываемый у нас журналист, историк и краевед  М.К. Афанасьев, отразил  в Калужской летописной хронике XX века весну 1992 года так: «КНЯЗЬ СОБРАЛСЯ В БЕРЕЗИЧИ. Весной нынешнего года гостем Березичского стекольного завода был внук бывшего владельца этого предприятия князь Алексей Николаевич Оболенский. Он живет в Вашингтоне и является довольно ответственной фигурой в госдепартаменте США. Он обратился с письмом к послу России в Америке Владимиру Лукину, выразив желание заключить долгосрочное арендное соглашение с руководителями своих бывших предприятий - кирпичного и стекольного, в котором оговаривалась бы возможность последующего приобретения их имущества в соответствии с законодательством. А.Оболенский видит два пути своего участия в производстве - создание совместного с ним предприятия (инвестиции, поставка оборудования и техники) или через приватизацию. Думается, что ответ с родины разочарует князя: кирпичного завода давно уже нет, а стекольный сменил свой профиль и к тому же приватизируется трудовым коллективом. (Козельская газета  «Вперед»)», см. сайт К.М. Афанасьева.



Снова, как и в 1918 году его отец, Алексей Николаевич почувствовал  на этот раз куда более изощрённый и потому куда более безжалостный отказ «Не нужен ты здесь жить!». Не тогда ли он впервые подумал о том, что раз так, значит, он может остаться здесь, быть может, только после смерти?

Полагаю, Алексей Николаевич много думал, прежде чем окончательно созрело это его решение. Я, конечно, мало что знаю о князе. Разговаривал однажды по телефону с ним и пару раз с его родственниками во время их кратких визитов в Москву. Передавал им кое-какие материалы по известной мне истории рода Оболенских на Козельской земле. Только что я мог нового рассказать им о них?

Человек высокой грамотности и культуры, гордый князь мог остаться после смерти в Березичах, как мне кажется, только при одном условии. Если бы он думал о том, что он после смерти, наконец-то будет нужен здесь. Что он оставит здесь нечто такое, что даёт ему само право лежать в Березичах. При всём том, как распорядилась с ним его родина с ненавистной ему властью. То, что он убеждённый антикоммунист, князь не отрицал, наоборот, как мне кажется, при каждой возможности подчёркивал свою позицию по отношению к «Советам». Довольно сдержанно высказывался он и о нынешней российской власти. Каждый сегодня может прочитать, на мой взгляд, потрясающее своей откровенностью интервью, которое дал А.Н. Оболенский Вере Камше и опубликованное в «Независимой газете» 5 апреля 2002 года (читать).

Там, на мой взгляд, содержится и ответ на тот вопрос, который я задал выше.

Дело, которое избрал для себя князь в качестве главного дела на последнем этапе своей жизни – это прямая, конкретная и адресная забота о детях. Не вообще о России, а о детишках, содержащихся в школе-интернате, которая располагается в бывшем имении князей Оболенских в Березичах. Шефство над этой школой, которое Алексей Оболенский и его жена княгиня Евдокия Селена Оболенская называли своей «моральной реституцией», и стало оправданием, согласитесь, на первый взгляд нелогичного, но ох как «романтичного»  поступка – остаться навсегда там, где для тебя при жизни так и не сложились условия для бытия. Остаться вопреки!

 

Жена князя А.Н. Оболенского Евдокия (Селена), фото из интернет


Герб князей Оболенских, фото автора, 2008 год.

 

 


 

Так вот, о чём мне сегодня подумалось.

Не ради ли детей и остался здесь навсегда Алексей Николаевич Оболенский? Причём не только ради тех «трудных» березических детишек, но и для своих детей. От Евдокии Селены Оболенской у князя их трое: княжна София Алексеевна (р. 1959 г.), князь Дмитрий Алексеевич (р. 1964 г.) и княжна Мария Мелани (р. 1969 г.). Теперь, если они приедут жить в Березичи, а XXI век обещает быть куда романтичнее, чем век XX, им, согласитесь, всё же не должны отказать в праве жить здесь.

Теперь у них есть здесь своё дело. У них здесь вот такое «романтическое» наследство.

Могила отца на вконец заросшей борщевиком земле, на которой хозяйствовали когда-то их предки, рядом с известным для них по отцовским рассказам стекольным заводом, рядом с пока ещё видными среди кустов руинами усадебного дома.

Осталось семейное дело, которое они, что следует из интернет-заметок со всего мира, кажется, надёжно подхватили уже после смерти отца – заботиться о своём имении в России – об автобусной остановке, домике-сторожке в бывшей усадьбе и о детишках интерната. Впрочем, это не единственная их забота, ещё есть дом престарелых Толстовского фонда в штате Нью-Йорк.

Что ж, мы тоже чьи-то родители.

Для каждого из нас Алексей Оболенский-романтик преподнёс свои уроки, не до конца выученные, они сводятся к простым формулам: «Обязательно нужно оставлять всё детям», и ещё «Нельзя отрекаться от романтики!».

 

Послесловие.

Уже после смерти Алексея Николаевича в 2008 году в США был создан специальный фонд Скрябина. Со своими конкретными целями и задачами. С деталями функционирования этой благотворительной организации можно ознакомиться на сайте фонда

Среди задач фонда названы: поддержка школы для детей-инвалидов им. А.Д. Оболенского; достижение гарантий о том, что «благотворительное наследие покойного князя А. Н. Оболенского и его жены принцессы Селены Оболенской  будет продолжаться на неограниченный срок»; сооружение памятника А.Н. Оболенскому и др.

 

Пользуясь случаем, мне хочется высказать здесь свои предложения.

Во-первых, поставить памятник Алексею Николаевичу можно где угодно, в Америке, в Италии, где он заслужил его всей своей жизнью.

Но если вести речь о Березичах, то здесь нужно поставить памятник всем Оболенским. Он должен быть возле Никольского храма. Не надо долго думать о замысле или сюжете. Он прост: взрослые человек или люди, чем-то похожие на каждого из Оболенских, близких к Березичам. Люди, находящиеся в окружении детей, рядом с детьми.

Во-вторых, в храме св. Николая Чудотворца в Березичах на одной из стен изобразить большую репродукцию иконописного сюжета «Благословение детей». Именно такая была некогда здесь, и она больше всего говорила о душевном настрое Оболенских-храмоздателей – любивших детей. У Александра Петровича Оболенского, например, было 11 детей.

Чтобы яснее был сюжет, который следовало бы нарисовать, приведу здесь отрывок из повести Виктора Лихачёва «Молитесь за меня». Писатель,  бывавший в Березичах, оставил документально точные известия о нашем храме: «Я зашел внутрь. В нескольких местах даже сохранились кусочки росписи. Один фрагмент можно рассмотреть хорошо: к Христу спешат дети. Ручонки раскрыты широко, они протягивают их к Господу, на лицах матерей улыбки. Художник рисовал совсем не еврейских детишек, а своих, русских (благо, натуры кругом было много). Удивительно, он даже передал, как белокурые детские кудряшки ласкает ветерок. «Приносили к нему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Марк. 10, 13—16)».

Я помню тот фрагмент. Его нельзя забыть. Теперь подробности стёрлись из памяти, но когда я впервые прочёл эти строки В. Лихачёва, мне многое припомнилось. Быть может, найдётся ещё тот, кто вспомнит этот сюжет.

 

Макет памятного знака, предлагаемого к установке в с. Берещичи, монтаж автора

 

В-третьих, поставить в селе Березичи памятный знак о том, что здесь в войну 1812 года формировался конный казачий полк Калужского ополчения. Александр Петрович Оболенский, один из первых Оболенских, владевших Березичами, был участником и героем той войны. Памятник хотя бы простенький, вроде того, который  я здесь представляю.

 

Что ещё читать о князе А.Н. Оболенском: Некролог в газете "Монархист"