Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Снова "тень небывальщины" пытаются надвинуть на Козельск E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Археология
16.01.2015 07:20

Кадр из телепередачи «Искатели. Кто ты, Чертов город?». Анонс телесюжета гласит: «В Калужской области есть "Чертов город" - высокий холм с нагроможденными на нём глыбами песчаника и несколькими гротами. Это рядом с нынешним Козельском. Раскопки показали, что на этом месте было древнее поселение».

 

Кандидат исторических наук, доцент Зубков В.Н.
(об авторе)


СНОВА «ТЕНЬ НЕБЫВАЛЬЩИНЫ» ПЫТАЮТСЯ НАДВИНУТЬ НА КОЗЕЛЬСК

 

     В ночной трансляции канала «Культура» (09.01.15; 00.45) под названием «Искатели. Кто ты, Чертов город?» (смотреть здесь) опять очередной представитель не исторических наук «резвится» на историческом поприще. И опять поднимает тему «локализации Козельска». Выдвигается версия, что настоящий Козельск, который противостоял завоевателям в 1238 году, – это руины находящегося в 15 км. от города ведического Храма Макоши (1, здесь и далее по тексту примечания даны в конце статьи), обозванные ревнителями новой веры в XVII в. «Чертовым городищем» (об этом месте здесь).
    В качестве одного из доказательств авторы телепередачи приводят интервью калужских археологов О.Л. Прошкина и Г.А. Массалитиной, рецензию на одно из изданий которых автор уже давал на сайте «Энциклопедии Козельска» (здесь).  Они, оказывается, продолжают отказывать существованию Козельска в Козельске! И толкают «ищущие умы» на фантастические предположения.
Придется повториться, для тех, кто безоглядно верит телевидению.

     Прежде всего, дохристианский, ведический Храм Макоши  существовал до прихода в эти места вятичей (об этом читать здесь).
    Ведущий передачи Антон Молев правильно привел, но не поверил, свидетельства историков и краеведов об этом отечественном Стоунхедже  или Ньюгрейндж (2). Подобные Гранные холмы или стены есть и на Алтае. Наш Храм был уникальным тем, что имел подземный аналог наземных сооружений. Палеографы прочитали надписи на некоторых камнях, которые не допускают произвольных трактовок. В «Энциклопедии Козельска» автором выложена статья на эту тему (здесь).
     Разорили его при князе Игоре реформаторы ведичества. Место Макоши тогда занял Перун, символизировавший Запад. Век спустя Ярослав Мудрый ввел в христианский оборот наиболее действующие из его камней. На одном из камней городища В.А. Чудинов  (3) прочитал: «Макошь» и «Ярославов камень». Причина видимо в том, что христианству тогда нечего было противопоставить Макошину обряду древности. Вплоть до 20 века бездетные козельцы раз в году съезжались на праздник в Долину любви, место впадения Железенки (а не Чертовки) в Жиздру, дабы потом получить Богом посланного ребенка. И сейчас в этой долине растут самые большие деревья, водится крупная рыба, и т.д.

     Детинец  (4) Козельска к нашествию завоевателей располагался не так, как принято считать сегодня, а занимал более пространное место от Белёвского спуска до Сошественского храма в глубину, и от Другусны до Жиздры в ширину. Образно говоря, козельский детинец находился вовсе не в начале «горлышка бутылки», а в конце «горлышка».

 

 

Традиционное представление о месте детинца и посада в Козельске  XIII века




Место детинца на плане Козельска по версии В.Н. Зубкова

 

     Въезд в Город был по Кузнечной улице, где подковывали лошадей и занимались металлоремеслом, для чего использовали силу воды речки Другусны. Остатки проезжей башни, или её преемницы, до сих пор прячутся за двухрядным забором с мусором по адресу: Кузнечная дом №3. Шурфов здесь археологи не закладывали, и указанный мусор, под которым покоятся остатки возможно средневекового сруба, не разгребали.
     Далее, самая узкая часть берегового хребта отдавалась потенциальному противнику. Он мог приводить сколько угодно войск, но штурмовать город могла только такая их часть, которую защитники гарантированно отбивали. В этом была фортификационная мудрость козельцев и «изюминка» их феноменальной по длительности обороны. Да,  тараны стали тем «штопором», которым завоеватели «протолкнули пробку внутрь бутылки». Трехдневных ударов пороков стены города не выдержали. Но камни брались не из за реки с Храма Макоши, а из под сожжённых крестьянских изб, которые традиционно на валунах ставились. Не хранит ли название одного из козельских сёл - Попелево – напоминание нам о подобном сожжении домов?
     Интереснейший и игнорируемый археологами объект для исследования – спортплощадка во дворе былой школы-интерната. Ничего не мешает археологам разбивать шурфы. А ведь здесь, видимо, на месте княжеского дворца, была первая Васильевская церковь и, согласно преданию, яма, где прятали князя Василия. Завоеватели сверху устроили место отрубания голов горожанам, пытавшимся спасти свою жизнь, притворяясь мертвыми. И в этой крови якобы наш князь «утонул». Из голов складывался курган победы, верещагинский «апофеоз войны». Так делал, например, хан Тулуй в Персии (5).
     Далее многие историки совершенно забыли тот факт, что одной из причин замечательных успехов завоевателей была забота о корме для конницы. Воевать без фуража, это как сейчас идти в бой без бензина. Тамерлан, например, шёл на Тохтамыша непременно по весенней степи, богатой кормом для лошадей, и разгромил последнего. Что касается Серенска и Козельска, то эти города были основными «факториями», торговавшими зерном в Мещовском ополье. Козельск даже имя имел от «Козла» - символа хлебного поля (об этом читать здесь и здесь).
Потому-то Козельск и был назначен завоевателями после победы на реке Сити сборным пунктом перед отходом в степи. Без нашего зерна конницу Батыю было просто не довести до степей. И какой «облом»! Серенцы сожгли город с зерном и собой, лишь бы хлеб не достался врагу. Козельцы семь недель сопротивлялись, и хлеба завоеватели тоже не получили. Лишь спустя три года, в 1240 году, степняки смогут продолжить походы на запад.
     Можно ещё много фактов журналистской небрежности привести. Видимо не случайно редколлегия канала «Культура» поставило эту передачу глубоко ночью. Но ведь её смогут «прокрутить» и днем. Да и сами читатели могут посмотреть передачу сами в интернете (здесь).
Таким образом, уже в который раз на существование первого русского официально признанного города-героя набрасывается тень небывальщины.


Фрагмент Летописного свода, повествующий об обороне Козельска в 1238 году

      Послесловие автора.

     Давайте представим себе, что финал героической обороны Козельска был несколько иным, чем это принято считать. Если после того, как завоеватели сумели выманить и разгромить на берегах реки Другусны козельскую дружину, они не «сожгли и сравняли город с землей». Здесь уместно обратить внимание на редко упоминающиеся у нас сведения из восточных источников о том, что  после взятия Козельска завоеватели несколько дней отдыхали в его домах. Об этом, например, упоминается у Рашид-ад-дина  (см. «Рашид ад–дин «Сборни летописей», изд. Академии наук, т. II, 1960 г.).
Значит, город и хлеб, вполне может быть, не были сожжены!
     Но хлеба не досталось, падеж лошадей был огромным. Значит, козельцы сумели вывезти и хлеб, и часть людей. Отсюда лютование завоевателей при занятии города и несколько дней постоя, когда «мели по сусекам» остатки припрятанного козельцами зерна. Вывезенные люди потом хоронили павших и они то и донесли до нас предания о тех событиях. Не потому ли так немного свидетельств большого пожара в Козельске XIII в. находят археологи в земле, что масштабного пожара попросту не было.
      И ещё. Похоже, что помощники археологов, а их работу на раскопках так часто показывают нам телевизионщики, не нацелены на поиск берестяных грамот. Между тем, они должны находиться в земле, о чём свидетельствуют раскопки в других местах. Но эти артефакты в новгородских и московских раскопах в скрученном виде выглядят как палочки или прутики. В развёрнутом виде они тоже имеют весьма незамысловатый вид.


Внешний вид фрагмента берестяной новгородской грамоты, с сайта

 

      И то, как мастерками археологов рубится культурный слой, перемалывается на решетах – это просто варварство. Берестяные грамоты дороже многих черепков или железяк. Да и палеографам, похоже, на экспертизу артефакты не дают, даже когда на них письмена просматриваются.

 

Примечания автора по тексту статьи.

1. Макошь (Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) - славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством. Макошь - богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы (читать).

2. Стоунхендж (англ. tonehenge, букв. «каменный хендж")— каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона (читать). Ньюгрейндж, Нью Грейндж, Ши-ан-Вру (от англ. new — новый, англ. grange — ферма; по-ирландски Sí an Bhrú) — мегалитическое культовое сооружение в Ирландии, коридорная гробница, входящая в комплексБру-на-Бойн. Ньюгрэйндж датируется 2500 г. до н. э.

3. Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов — доктор философских наук, профессор, директор Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации общественной организации «РАЕН». Заявляет о прочтении тайнописного наследия, зашифрованного в остатках материальной культуры древних цивилизаций.

4. Дети́нец — одно из названий внутренней городской крепости, близко по значению к слову кремль.

5. Толу́й, Тулу́й (монг. Толуй; 1186/1190 или ок. 1193-1232) — государственный деятель Монгольской империи, военачальник. Четвёртый, младший сын Чингизхана и Бортэ. Осуществлял регентство в период междуцарствия (1227-1229).

6. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247-1318) — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист. Составил исторический труд на персидском языке Джами ат-таварих («Сборник летописей»), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана.

 

В.Н. Зубков, январь 2015 г.

Дополнение от редактора «Энциклопедии Козельска».

В настоящее время работы калужских археологов всесторонне освещены в ряде телепередач Козельского телевидения, сайт «Козельск TV»
О раскопках по годам, например, рассказывается здесь:  

2010 год

http://kozelsk.ru/news0/engine/content_news.php?id=16&fg=53

http://kozelsk.ru/news0/engine/content_news.php?id=16&fg=58

http://kozelsk.ru/news0/engine/content_news.php?id=16&fg=60

2013 год

http://kozelsk.tv/2013/raskopki-2013-uspeshno-nachalis

2014 год

http://www.nedelya40.ru/news/29_09_2011

http://kozelsk.ru/news1/raskopki-drevnego-kozelska-sezon-2014-goda