Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Реабилитирован посмертно E-mail
(5 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
26.11.2012 08:42

После нашей публикации «Из истории Козельских полков» в редакцию «Энциклопедии Козельска» пришло письмо от родственников АНДРОСЮКА Николая Ивановича, комбрига, командовавшего в 30-х годах прошлого века 81-й Калужской стрелковой дивизии, в которую входил и наш 242-й Козельский стрелковый полк. Письмо сопровождено фотографиями, которые нам было любезно разрешено опубликовать. Мы глубоко признательны родным Н.И.АНДРОСЮКА, сохранившим фотографии, которые публикуются впервые.

 

Комбриг Н.И. Андросюк, 30-е гг. XX века. Фотография из семейного архива Матвеевых.

Публикуется впервые, ссылка на сайт «Энциклопедия Козельска» обязательна

 

Олег Федосеев

РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО

 

Судьба Николая Ивановича АНДРОСЮКА ещё ждёт своего глубокого и всестороннего изучения. По причинам, которые станут понятными после знакомства с этой статьёй, мы не сможем сейчас подробно рассказать о жизни этого одного из комбригов, накануне Великой Отечественной войны ставивших на ноги наши Вооружённые Силы. Информации о нём сохранилось очень мало. Всё, включая личные фотографии и документы, было изъято и уничтожено в 30-е годы XX века. Поэтому здесь мы попытались собрать воедино из доступных для нас источников всё, что на сегодняшний день нам о нём известно. Ввиду ограниченности этой информации, к сожалению, не представляется возможным перепроверить всё это для того, чтобы, по возможности, выявить неточности или ошибки. Вот почему мы обращаемся ко всем с настоятельной просьбой поделиться с нами любыми новыми данными о герое нашего рассказа. Мы надеемся, что эти сохранившиеся фотографии, как и небольшой рассказ о человеке трагической судьбы, не оставят равнодушными наших читателей. Они лишь дополнят представления о тех временах, в которые миллионы советских людей были перемолоты жерновами репрессий.

АНДРОСЮК Николай Иванович родился в 1893 году. Возможно, что избери он по жизни себе гражданскую специальность, то и жизнь его сложилась бы иначе. Но судьбу свою во многом человек определяет сам, вместе с выбором профессии. И старается он определиться в выборе в соответствии со своим желаниями, мечтами, а также личными качествами. Вероятно, что и Андросюк Н.И. не мог себя представить в качестве гражданского конторского служащего, т.к. видел свое призвание именно в служении Родине, избрав профессию военного. И его служба только доказывала правильность выбранного им пути. Карьерный рост шёл стремительно, перспективы же были еще выше.

В июне 1934 г. его назначают командиром 81-й Калужской стрелковой дивизии, годом ранее передислоцировавшейся из нашего Калужского региона под Минск. Через год, Приказом НКО СССР № 2484 от 26.11.1935 года по личному составу, Андросюку Н.И. было присвоено звание - комбриг. Среди Красных командиров, которым тогда этим же приказом было присвоено звание комбрига, были и известные теперь всем военачальники, будущие маршалы Г.К.Жуков, Ф.И.Голиков, генерал-полковник П.А.Белов. Мы помним и чтим их как освободителей Козельска от немецко-фашистских захватчиков в декабре 1941 года.

Приняв 81-ю стрелковую Калужскую дивизию у А.П.Мелик-Шахназарова, возглавившего 16-й стрелковый корпус, в который и входила 81-я сд, Андросюк Н.И. продолжил воинские традиции, заложенные в дивизии, по поддержанию отличной боевой выучке и достижению высоких учебно-боевых показателей. В сентябре 1936 г. под командованием комбрига Н.И.Андросюка 81-я Калужская стрелковая дивизия приняла участие в «Больших маневрах» Белорусского Военного округа, где также показала хорошие результаты.


Воздушный десант пехоты во время маневров.

Белорусский военный округ. 1936 г., с сайта

 

Андросюк Н.И. был на хорошем счету у командования, его кандидатура входила в кадровый резерв для назначения на высшие командные должности в РККА. Складывалась замечательно и семейная жизнь.

У Николая Ивановича и его жены Любови Ивановны росли три дочери. Вот что рассказывает Алексей Матвеев (Н.И. Андросюк является мужем родной сестры его бабушки): «К сожалению, мне мало, что известно о Николае Ивановиче, т.к. уже и знавших его родственников нет в живых. По рассказам бабушки, Андросюк Николай Иванович был очень добрым, порядочным, интеллигентным человеком. Когда проезжал на лошади мимо ее дома в открытое окно бросал букет цветов. Одно время жил с семьей в г. Смоленске в одном доме с М.Н. Тухачевским. Его планировали на должность, которую занимал И.П. Уборевич, т.е. Командующим Белорусским военным округом. Участвовал в маневрах в Белоруссии, были фотографии с К.Е. Ворошиловым, к сожалению, все фото были уничтожены. Репрессирован в 1937 году, место расстрела неизвестно».

Страшный 1937 год. Тогда передовицы всех советских газет запестрели заголовками о разоблачении контрреволюционных заговоров среди военных. Звучали и склонялись в самом неприглядном виде, как отъявленные иностранные шпионы и контрреволюционеры, фамилии тех, кого только недавно эти же газеты и в тех же самых передовицах, превозносили и восхваляли как самых преданных борцов за дело революции. Кляли тех, кем гордилась вся страна и чьими подвигами восхищалась. В одночасье все они были названы врагами.

22 мая 1937 г. был арестован маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский, которого комбриг Н.И. Андросюк знал не только как своего начальника, заместителя наркома обороны, но и был лично с ним хорошо знаком. В одно время они с семьями жили в одном доме в Смоленске. 29 мая арестовывают также бывшего командующего Белорусским Военным Округом, в который входила тогда 81-я стрелковая дивизия, командарма 1-го ранга И.П.Уборевича. 30 мая арестовывают командира 16-го стрелкового корпуса, в который входила 81-я стрелковая дивизия, комдива А.П.Мелик-Шахназарова.

11 июня 1937 г. маршалу М.Н.Тухачевскому, командарму 1-го ранга И.П.Уборевич, а также командарму 1-го ранга И. Э. Якир, командарму 2-го ранга А. И. Корк, комкорам В. М. Примакову, В. К. Путна, Б. М. Фельдману, Р. П. Эйдеману было предъявлено обвинение в шпионаже, измене Родине и в подготовке террористических актов. Дело было рассмотрено в закрытом судебном заседании без участия защитников и без права обжалования приговора. Все они были приговорены к расстрелу и в ночь на 12 июня 1937 г. расстреляны.

Но это было только начало широкомасштабных репрессий в Красной Армии. С 10 по 19 июня 1937 г. проходил 26 съезд КП(б) Белоруссии. Делегатом съезда был и комбриг Андросюк Н.И. 16 июня его делегатский мандат, как и части остальных депутатов съезда, арестованных НКВД как «врагов народа», был аннулирован мандатной комиссией (4) Если тут нет ошибки в цифрах, то получается, что арест Н.И.Андросюка произошел до этой даты, а не как официально указывается 20 июня 1937 года.

Предъявленное ему обвинение не многим отличалось от обвинений в адрес остальных репрессированных командиров: довольно пространные обвинения в контрреволюционной деятельности, в нарушении воинского долга и в измене. Чтобы добавить хоть что-то более конкретное в доказательство вины, изыскивались любые предлоги. Так комбриг Андросюк Н.И. был обвинен ещё и в том, что через посредство старшего врача Ширяева он организовал отравление красноармейцев 242-го стрелкового полка вверенной ему дивизии, выдав им негодную пищу (3) То есть, по заключению следствия, командир дивизии, решил умышленно отравить солдат одного из своих полков.

Как показывают материалы дел других репрессированных в те годы военачальников, подобные, мягко говоря, «странные» обвинения предъявлялись и другим арестованным и расстрелянным впоследствии командирам. Кого-то так же, как комбрига Н.И.Андросюк, обвинили в совершении диверсионно-бактериологических актов на пищевых блоках подчиненных полков, либо в организации массового отравления в столовой подчиненной бригады (3).

Любые несчастные случаи, произошедшие в те годы в воинских частях, трактовались уже, не иначе, как контрреволюционная деятельность, осуществляемая их командирами. Это была хорошая возможность трактовать любые происшествия в армии как «контрреволюцию и диверсию». Это распространялось на любого «интересующего» НКВД военачальника высокого ранга. И тогда не имело уже значения, был ли это несчастный случай, или произошедшее стало возможным по халатности. Или всё было следствием ошибочных действий подчиненных, или даже третьих лиц. Настоящая причина диареи у группы солдат была уже не важна. Все это уже не имело значение. После отмашки сверху пошла «путина НКВД» на комбригов, комдивов, комкоров, корпусных и дивизионных комиссаров… И остановить её уже ничто не могло.

В фондах Архива Президента РФ находятся на хранении так называемые «Сталинские списки». «Сталинские списки» — это перечни людей, осужденных по личной санкции И.В.Сталина и его ближайших соратников по Политбюро ЦК ВКП(б) к разным мерам наказания — в подавляющем большинстве к расстрелу. В Архиве Президента РФ (АП РФ) хранится 383 списка (на 44,5 тысячи имен), рассмотренных за 1936–1938 годы членами Политбюро. Тогда «списочный» механизм осуждения применялся наиболее часто.


Титульный лист "Списка..." с резолюцией И. Сталина, сайт


В настоящее время данные списки преданы гласности. Информацию о них можно найти на одноименном сайте. Там же подробно описывается порядок «списочного» механизма осуждения. Судьба людей, чьи фамилии были указаны в этих списках, а также их семей была предрешена одним росчерком ещё до суда. Опубликован и «Список…» по Белорусской ССР, в котором указаны 56 фамилий. Все проходят по 1-й категории (смертный приговор). Вторым в списке указан Андросюк Николай Иванович. (АП РФ, оп.24, дело 412, лист 21). (2). Ещё до суда ему, как и остальным указанным в списке, предопределено было быть расстрелянными.

30 октября 1937 г., приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР Андросюк Николай Иванович был признан виновным в предъявленном ему обвинении и приговорен к высшей мере уголовного наказания – расстрелу. 31 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение (5).


Н.И. Андросюк со своей женой Андросюк (Лютомской) Любовью Ивановной, 30-е гг. XX века.

Фотография из семейного архива Матвеевых. Публикуется впервые,

ссылка на сайт «Энциклопедия Козельска» обязательна

 

Что касается жены Николая Ивановича, то она была арестована 11 апреля 1938 г. УГБ УНКВД Смоленской области ( на тот момент она проживала в г.Смоленске и работала бухгалтером в санатории «Сторожище» Смоленского облздравотдела). 10 июня 1938 г. Особым Совещанием НКВД СССР, она была обвинена по ст.58-12 УК РСФСР и приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (1). Статья 58-12 УК РСФСР 1926 г. «Недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении» влекла за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Фактически Любовь Ивановна была осуждена за то, что была женой комбрига Андросюка Н.И. «Сын за отца не отвечает», эту фразу приписывают И.В.Сталину. Но отвечали в те годы, и сыны и дочери, и жены и родители, а также близкие люди, друзья и сослуживцы. Тем более что данная статья предоставляла возможность осудить всех, и родственников «заговорщиков» и «контрреволюционеров» и тех, кто с ними общался. Осудить на неограниченные сроки, т.к. верхнего предела наказания она не имела.

Любовь Ивановна смогла тогда пройти и пережить все ужасы лагерей тех лет. Ей суждено было дожить до признания государством не только ее невиновности, но и невиновности ее мужа. 14 февраля 1956 г. Военным трибуналом Белорусского военного округа она была реабилитирована, а 20 октября 1956г. был реабилитирован и Андросюк Николай Иванович. Любовь Ивановна Андросюк не намного пережила известие об их с мужем невиновности. Она умерла в 1957 г. и была захоронена в г. Рославль Смоленской области. Почти 20 лет понадобилось для того, чтобы все убедились в том, в чем ни сама Андросюк Любовь Ивановна, ни родные и близкие, а также все те, кто непосредственно знал комбрига Андросюка Николая Ивановича, никогда не сомневались. В его полной невиновности по предъявляемым ему обвинениям. В его честности, порядочности и преданности своей Родине.

Именно таким он и остался в памяти тех, кто его знал - интеллигентным, образованным красным командиром, который   любил свою семью и свою Родину. Он был беззаветно предан им.

 

Олег Федосеев,

Ноябрь 2012 г.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

1.Сайт правозащитного общества «Мемориал» http://www.memo.ru/index.htm

2. Сайт «Сталинские списки» http://stalin.memo.ru/

3.О.Ф. Сувениров. «Трагедия РККА. 1937-1938» Терра 1998 г. http://www.fedy-diary.ru/html/102010/19102010-01c.html

4.Кузнецов И. «История, которую мы не знали» http://kamunikat.org/download.php?item=3155.html&pubref=3124

5.Тематический сайт http://www.rkka.ru/

6. Фотографии Андросюка Н.И и его жены, а также воспоминания родственников представлены для публикации А.Матвеевым.

Также при подготовке материала использовалась и другая информация по теме, находящаяся в свободном доступе в сети Интернет.