Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

С БЕРЕГОВ РЕКИ ЖИЗДРЫ – НА ПРОСТОРЫ ОКЕАНОВ E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Генеалогия
06.04.2016 07:59

     Река Жиздра, на которой давно и прочно стал Козельск, все прочие многочисленные речки и всякие другие поточки, велика ваша сила! В апреле полнитесь вы талой водой, на короткое время приобретаете тот вид, какими знавали вас наши предки. Мало мы о вас говорим, родные наши Вырки, Ордёнки, Грязны и Песоченки. Весной вы нам особенно милы (почитайте здесь, здесь и здесь). Нынче мы обращаемся к извечной «речной» теме: о связи водной жиздринской стихии с человеческими судьбами.

Роман Чикин

 

С БЕРЕГОВ РЕКИ ЖИЗДРЫ – НА ПРОСТОРЫ ОКЕАНОВ


     Просторен Козельский район: сколько сел и деревень, возникших более восьмисот лет назад, до сих пор существуют здесь, будто нанизанные бусины на нитку великой русской реки Жиздры. Безусловно, вся жизнь крестьян козельских деревень была связана с рекой. Из рек брали воду для приготовления пищи и для скотины, для стирки и других хозяйственных нужд. В реке ловили рыбу. Реку использовали в качестве транспортного ресурса. В реке, наконец, купались летом, а зимой прорубали иордань, освящали воду в праздник Крещения и традиционно окунались в ледяную воду. Да и разве не мечтали в детстве белобрысые мальчишки отправиться по реке за тридевять земель в тридесятое царство на людей посмотреть да себя показать? Река была всем: кормилицей, поилицей, источником вдохновения и мечтаний.

      Так получилось, что в семье мои предков, крестьян Ипатовых из сельца Клюксы, в определенный период многие мужчины оказались связаны с водной стихией не только речной, но и морской, и даже океанской! Наверное, сбылись детские мечты о далеких плаваниях и незабываемых приключениях. Юноши, воспитанные на берегах среднерусской реки, вышли в моря!

     Младший брат моего прадеда, Василий Иванович Ипатов, был призван на службу в армию в 1939 году и попал на Тихоокеанский флот – краснофлотцем на эскадренный миноносец «Прочный», который вскоре переименовали в «Разумный». Когда началась Великая Отечественная война, командование приняло решение усилить слабый на тот момент Северный флот и перебросить несколько кораблей с Дальнего Востока в Мурманск.

 

 

     Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» — широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов.


Между тревогами на берегу с моряками «Разумного», п. Роста, март 1943 г.

 

     Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съёмными лопастями. Второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъярённом» — правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. В разных местах корпуса были установлены тензодатчики, показывающие величину деформации корпуса. Были проведены работы по утеплению жилых помещений.

 

 

     Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 года. Ровно через два месяца ЭОН-18 попала в лёд. Эсминец «Разумный» оказался зажатым льдом с двух сторон, и с 26 августа по 8 сентября он не мог сдвинуться с места. Выбравшись изо льда, отряд относительно благополучно прибыл в Тикси, где пополнил запасы провизии и топлива. Через несколько дней отряд двинулся дальше. Немецкий флот совершил попытку перехвата отряда, направив навстречу кораблям «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Однако в условиях плохой видимости ЭОН-18 разминулась с противником, направившимся к порту Диксон. Завершающая часть похода прошла достаточно спокойно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, вошли на рейд Ваенги. Весь этот поход стойко преодолел и старшина отделения визирщиков Василий Ипатов.


Во льдах Чукотского моря. Фотография сделана в ходе перехода кораблей Экспедиции особого назначения ЭОН-18 с Тихоокеанского на Северный флот. 1942

 

     С конца 1942 года началась служба эсминца «Разумный» в составе Северного флота. 21 ноября корабль участвовал в спасении личного состава гибнущего эсминца «Сокрушительный», с 25 по 27 декабря участвовал в эскортировании конвоя JW-51-A.

20 января 1943 г. «Разумный» совместно с лидером «Баку» вышел в море для атаки обнаруженного радиоразведкой конвоя противника. Вскоре на дистанции около 70 кабельтовых был обнаружен отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Скагеррак», тральщиков М-303 и М-322, противолодочных кораблей Uj-1104 и Uj-1105. В результате боя был потоплен торпедой один из кораблей противника. Повреждений от огня вражеских кораблей лидер и эсминец не получили.

 

Огневая подготовка экипажа эсминца «Разумный»


     3 и 4 февраля «Разумный» участвовал в эскортировании четырёх транспортов из Белого моря в Кольский залив. После ремонта до конца войны эсминец эскортировал конвои, несколько раз выходил на поиск кораблей противника, участвовал в обстреле норвежского порта Вардё, занятого фашистами.

 

 

Копии наградного листа В.И. Ипатова

 

     Незадолго до Дня Победы старшина 2-й статьи Василий Иванович Ипатов был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе говорилось, что Василий Иванович – «участник боевого перехода Владивосток – Полярное, 3-х набеговых операций в составе эскадры кораблей СФ, 55-ти операций по конвоированию советских и союзных транспортов с военными и промышленными грузами. Принимал участие в отражении атак на конвоируемые корабли подводных лодок и самолетов противника. Все атаки были отражены и транспорта доставлены в порты назначения без потерь, при этом кораблем были сильно повреждены три подводные лодки противника, одна подводная лодка была потоплена. Сбито два самолета противника «ФВ-190». В набеговой операции совместно с лидером "Баку" потоплен транспорт и поврежден миноносец противника. Во время набеговых операций на побережье противника, а также на конвой противника, работая на центральном визире, обеспечил плавность работы орудий, в результате чего снаряды ложились точно по цели. Во время набеговой операции на вражеский порт Вардё тов. Ипатов работал на связи главного командного пункта с орудиями, обеспечил надежность управления орудиями».

      С 1945 по 1947 годы Василий Иванович успел послужить еще и на Черноморском флоте. Демобилизовавшись, он приехал в родные Клюксы, привезя с собой целый чемодан спелых крымских яблок и множество незабываемых воспоминаний о суровых годах войны и соленых водах трех океанов.


Ипатов Василий Иванович в послевоенные годы

 

      Двоюродный брат моего деда, Николай Петрович Ипатов, тоже родился и вырос на берегах Жиздры. В 1950-х его призвали на службу, и попал он тоже на Тихоокеанский флот матросом на корабль. Однако и после демобилизации его связь с морем не прервалась – долгое время потом он работал на Дальнем Востоке в речных и морских портах.

       В 1956 году призвали в армию и моего деда Анатолия Сергеевича Ипатова. И хотя он родился в 1937 году уже в Москве, каждое лето своего детства и юношества он ездил в родную деревню отца и тоже вбирал и впитывал в себя все таинства, всю суть неторопливой Жиздры. Анатолия Сергеевича направили служить на Северный флот – и в сентябре месяце он был зачислен курсантом в радиотехническую школу Учебного отряда Северного флота по программе "командир отделения", специальность – радиотелеграфист-оператор. Учебный отряд был создан в 1939 году, когда был закрыт лагерь особого назначения на Соловецких островах. В период Великой Отечественной войны на территории отряда действовала знаменитая Соловецкая школа юнг.

 

Март 1957 г., Соловки

 

Учебный отряд, 1 мая 1957 г. Ипатов А.С. во втором ряду третий слева

 

 

     По воспоминаниям деда, курсантам радиотехнической школы приходилось жить в тесных и холодных бывших монастырских каменных кельях, которые в лагерный период использовались как камеры для заключенных. После окончания радиотехнической школы старшина 2-й статьи Анатолий Ипатов был направлен служить на крейсер «Адмирал Ушаков» на должность радиотелеграфиста.

"Ушаков"

 

     Крейсер был спущен на воду в 1951 году. Это был корабль проекта 68-бис – последний чисто артиллерийский крейсер советского ВМФ. По воспоминаниям Анатолия Сергеевича, за время его службы на корабле экипажу крейсера довелось участвовать в испытаниях атомного оружия на Северном флоте. "Мы под атомным взрывом ходили, но говорить про это нельзя было, секретность была", - вспоминал дед. Действительно, 10 октября 1957 года в районе архипелага Новая Земля состоялись боевые стрельбы на дистанцию 10 км с атомным взрывом на глубине 35 метров.    В  результате стрельб были потоплены шесть кораблей-мишеней: два эсминца, две подводные лодки и два тральщика. Адмирал Н.Е. Басистый доложил Главкому ВМФ, что личный состав “безукоризненно выполнил поставленные задачи”. В том же 1957 году личный состав крейсера принял участие в испытаниях по обеспечению взлета и посадки вертолета на палубу. А 7 ноября 1957 года крейсер принял участие в морском параде в честь годовщины Октябрьской революции, стоя в корабельном строю на Неве.

 

      Ипатов А.С. - игрок сборной по футболу фабрики им. Ногина

 

      Как неплохого футболиста-любителя, за время службы на флоте старшину 1-й статьи Ипатова однажды направили играть в футбол за сборную Северного флота. Сборная деда получила чемпионский титул! До самой старости он часто вспоминал это событие, равно как и всю свою службу на корабле. Вот как глубоко остается в душе человека память об океанских просторах!

     Вода – это жизнь. С этим утверждением практически невозможно спорить. Ведь и с биологической точки зрения вода играет в жизнедеятельности любого организма огромную роль, и в формировании экосистемы водоемы имеют определенное значение, да и для развития населенных пунктов и экономических связей в прошлом водоемы были просто необходимы. Играет важную роль вода и в современном мире: экономика, культура, рекреация, экология и многое, многое другое…

Многие деревни и сёла на протяжении веков возникали в непосредственной близости от источников воды: возле рек и озёр. Жили и живут в них мальчишки, которые впервые увидели большую воду с берегов своих родных речушек. Это позже они узнают про моря и океаны… Это потом потянет их воображение к океанам. Толчок же мальчишеским мечтам вдруг однажды дадут увиденные просторы заречных лугов, от околицы до самых далёких лесов на горизонте залитые раскинувшимися водами Жиздры в половодье.


Двоюродныебратья по линии Ипатовых - Юрий Рощин, Николай Ипатов и Анатолий Ипатов

 

       Так случилось и с клюксовскими мальчишками-Ипатовыми. Многие из них в разных поколениях, вытаскивая из Жиздры окуней и плотвичек и мечтая о путешествиях и приключениях, вытащили билет в жизнь и увидели большую воду, отправившись с берегов реки на просторы океанов!

 

Источники информации:

  1. Балакин С. Боевые мили эсминца «Разумный».
  2. Шидловский М.И. Сквозь льды и штормы. (Переход ЭОН-18) – «Тайфун», № 2 за 1999 г.
  3. Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008.
  4. Лубянов А. Черноморские крейсеры проекта 68-бис.
  5. Фото из семейного архива Чикина Р.С., личного архива В.В. Федорова (размещены на сайте www.cruiser.patosin.ru) и с сайта www.wiki.wargaming.net/ru/Navy.

Роман Чикин, март 2016 г.