От всей души поздравляем всех наших читателей и авторов с Новым Годом! Пусть 2021 г. принесёт нам отдохновение от всего нерадостного, что было в прошлом году. Порукой тому, что всё будет хорошо, а мы в этом уверены, станет рассказ Татьяны Михайловны Тимошиной об Именинах, которые, оказывается, никак нельзя путать с Днями рождения. Рождение человека, как и нарождение Новолетия, связано со старинными и очень важными традициями, которые самое время вспомнить в Рождественские святки, которые начались 6 января и продлятся до 18 января.
«На тоё сторону, на Козельскую…»[1]
Татьяна Тимошина
В старые времена имена новорождённым давали преимущественно в соответствии с православным церковным календарём, или со святцами (месяцесловом), т.е. с богослужебной книгой, где указаны дни памяти святых. А поскольку регистрация имён проводилась в церкви, родители и священнослужители выбирали имя в этой книге по наиболее приближённому к дате рождения имени святого, великомученика и пр. Значит, именины – это день памяти того, чьим именем человек назван, и чаще всего, они с днём рождения не совпадали.
В связи с этим, многие люди, родившиеся до революции, не знали точного дня своего рождения, а помнили только день именин. Например, в паспорте у моей бабушки Евдокии Ювенальевны день рождения был записан 1 (14) марта, а это и был как раз день памяти преподобномученицы Евдокии. У отца, Михаила Ильича, день рождения по паспорту совпадал с именинами в Михайлов день – 8 (21) ноября, когда в святцах поминался архистратиг Михаил. То же самое было и у мамы, Александры Назарьевны: её день рождения записан 18 (31) мая, в день памяти семи дев-мучениц, среди которых была и Александра.
В советское время регистрация стала проходить в отделах ЗАГСа, и родители получили право выбирать любое имя, не сверяясь со святцами. Таким образом, день рождения и именины оказались никак не связанными. А поэтому называть человека именинником в день его рождения (за редким исключением) – совершенно неправомерно. Скажем, Нина родилась 3 августа, а в святцах память равноапостольной Нины отмечается 27 января. Значит, у Нины в августе – день рождения, а именины, отмечаемые всего лишь раз в году, – в январе.
Можно привести и другие примеры, когда какие-то имена встречаются в святцах один раз в году. Например, Алиса – 16 декабря, Алла – 8 апреля, Варвара – 1 декабря, Вера, Надежда, Любовь – 30 сентября, Глафира – 9 мая, Дарья – 1 апреля, Екатерина – 7 декабря, Зинаида – 24 октября, Ксения – 6 февраля, Лидия – 5 апреля, Людмила – 29 сентября, Наталья – 8 сентября, Ольга – 24 июля, Тамара – 14 мая, Татьяна – 25 января, Ульяна – 30 августа и др.
Но есть много имён, которые в святцах упоминаются не единожды. Александра – 2 апреля, 23 апреля, 6 мая, 31 мая, 19 ноября. Алексей – 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 22 августа, 18 октября, 6 декабря. Андрей – 31мая, 25 июня, 17 июля, 1 и 23 сентября, 4, 6, 15, 23, 30 октября, 9 ноября, 13 и 15 декабря. Анна – 16 и 23 февраля, 8 апреля, 25 и 26 июня, 18 июля , 7 августа, 10 и 22 сентября, 15 октября, 4 и 11 ноября, 3, 4 и 22 декабря. Виктор – 13 февраля, 23 марта, 2 апреля, 1 мая, 29 сентября, 24 ноября. Григорий – 1, 18, 21, 23 января, 7 и 12 февраля, 17 и 25 марта, 3 мая, 28 июня, 21 августа, 13 и 18 октября, 18, 27 и 30 ноября, 3, 6 и 11 декабря. Даниил – 2 января, 1 и 17 марта, 20 апреля, 12 сентября, 4 октября, 24 и 30 декабря. Елена – 3 и 8 июня, 24 июля. Елизавета – 7 мая, 18 сентября, 4 ноября. Павел – 23 и 28 января, 1, 17, 20 и 23 марта, 31 мая, 16 июня, 12 и 29 июля, 30 августа, 12 и 23 сентября, 17 октября, 19 ноября, 20 декабря и т.д.
В связи с этим вспоминается басня Сергея Михалкова «Заяц во хмелю», очень популярная в 1940-1950-х годах. Басня так и начинается: «В день именин, а может быть, рожденья, был Заяц приглашён к Ежу на угощенье» Здесь автор намеренно подчёркивает различие упоминаемых праздничных событий (полный текст басни см. в конце статьи).
***
Ниже приводятся сведения о наиболее значимых церковных датах и связанных с ними бытовых приметах.
Главные (великие) двунадесятые церковные праздники
Самый главный православный праздник – Воскресение Христово (Пасха) в их число не входит. Он относится к подвижным (переходящим) праздникам и отмечается в дни, указанные в Пасхалии.
Непереходящие великие двунадесятые праздники
8 (21 по н. ст.) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
14 (27) сентября – Воздвижение Честного Креста Господня
21 ноября (4 декабря) – Введение в Храм Пресвятой Девы Марии
25 декабря (7 января) – Рождество Христово
6 (19) января – Крещение Господне
2 (15) февраля – Сретение Господне
25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы
6 (19) августа – Преображение Господне
15 (28) августа – Успение Пресвятой Богородицы
Переходящие великие двунадесятые праздники
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – за неделю до Воскресения Христова (Пасхи)
Вознесение Господне – в 40-й день после Воскресения Христова
День Святой Троицы–в 50-й день после Воскресения Христова
Недвунадесятые великие праздники
1 (14) октября – Покров Пресвятой Богородицы
1 (14) января – Обрезание Господне
24 июня (7 июля) – Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи)
29 июня (12 июля) – День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
29 августа (11 сентября) – Усекновение главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Народные названия и приметы, связанные с праздниками (по н. ст.)
15 февраля – Сретенье. Первая встреча весны. Зима с летом встретились.
14 марта – память преподобномученицы Евдокии. Народное прозвище Евдокии (Авдотьи) – Плющиха, означает, что к этому времени зимний снег подтаивает, сплющивается. Начало весны и летоуказатель. Если курочка напьётся водички у порога, то и овечка на Егория (6 мая) травы наестся. Если нет луж – к холодной весне.
22 марта – память сорока мучеников Севастийских, Сóроки. Вторая встреча весны. После Сóроков обязательно до лета будут 40 заморозков и прохладных утренников.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Третья встреча весны. Весна зиму поборола. «Птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт», т.е. в этот день не поощрялась никакая работа по дому и в поле.
6 мая – память великомученика Георгия Победоносца, покровителя русского воинства. Егорий (Юрий) вешний (весенний), весну начинает. Выгон скота в поле. На Руси два Егория, один Холодный (9 декабря), а другой – Голодный (6 мая). Холодный да голодный – а везде Божья благодать. Ласточки прилетели – скоро гром грянет. Зацвела черёмуха – похолодание тут как тут.
22 мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Николай вешний (весенний). Пришёл бы Никола, а тепло будет. Два Николы: один травный, другой (19 декабря) – морозный. Один с травой, другой с зимой.
31 мая – день памяти семи дев-мучениц: Александры, Ефросиньи, Клавдии, Матроны, Фаины, Христины (Кристины), Юлии (Иулии) и иже с ними.
7 июля – Рождество честнóго славного Пророка, Предтечи и Крестителя господня Иоанна. Иван Купала, Иванов день.
10 июля – память преподобного Сампсона (Самсона) странноприимца. Самсон-сеногной. На Самсона дождь – семь недель то ж (до Успенья Богородицы 28 августа).
12 июля – день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петров день, Петровки. Есть поверье, что утром солнышко «играет», переливается разными цветами. Молодёжь собиралась встречать солнце. Петров день – праздник солнца. Кукушка перестаёт куковать, а соловей – петь.
2 августа – память пророка Илии (Ильи). Ильин день, Илья Пророк. В этот день всегда ждали бури и грозы. На Илью до обеда лето, после обеда – осень. «Олень копыто обмочил», купанью конец. «С Ильина дня вода студёна становится, купаться нельзя». «Пётр-Павел – час убавил, Илья Пророк – два часа уволок».
14 августа – первый Спас (медовый). Освящение нового мёда. С первого Спаса – холодные росы.
19 августа – Преображение Господне. Второй Спас (яблочный).
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Третий Спас (хлебный, ореховый). Успенье провожай, осень встречай.
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Покров – листья в ров. Первое зазимье. Покров – не лето, Сретенье – не зима. Покров – натопи избу без дров (утепли жилище). Каков Покров, такова и зима. Между Покровом и Дмитриевым днём (8 ноября) зима не становится. Коль в этот день ветер с севера – жди зиму холодную, с юга – тёплую, с запада – снежную. Переменный ветер обещает зиму непостоянную, с оттепелями и морозами.
4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери. Осенняя (зимняя) Казанская. В этот день всегда (почти) идёт дождь. До Казанской не зима, с Казанской – не осень.
21 ноября – память архистратига Михаила. Михайлов день. Михаил Архангел. Михайло мосты куёт.
4 декабря – Введение в Храм Пресвятой Девы Марии. Введенье. К этому времени или настали холода: «Введеньё – толстое леденьё», или оттепель: «Введеньё ломает леденьё». Если снег выпадет до Введения, то растает.
9 декабря – память великомученика Георгия. Юрьев (Егорьев) день. Егорий зимний. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
19 декабря – память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Николай Зимний (Холодный). Николин день Николай зимний и вешний погоду устанавливает. Какой день на Николу Зимнего, такой и Николу вешнего (22 мая). Сколько Никола зимний даёт снегу, столько Никола вешний даст травы. Хвали зиму после Николина дня.
***
«ЗАЯЦ ВО ХМЕЛЮ»
Сергей Михалков
В день именин, а может быть, рожденья,
Был Заяц приглашён к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пшли домой!»
«Да ты найдёшь ли дом? - спросил радушный Ёж, -
Поди как ты хорош!
Уж лёг бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадёшь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«Да что мне Лев! — кричит. — Да мне ль его бояться?
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу!
И голым в Африку пущу!..»
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идёт Косой, шумит по лесу тёмной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья!..»
Проснулся Лев, услышав пьяный крик,-
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев — цап его за воротник!
«Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян —
Какой-то дряни нализался!»
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
«Да я… Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших Львят! За Вашу Львицу!-
Ну, как тут было не напиться?!»
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасён был хвастунишка наш.
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал… подхалимаж.
1945
Следует отметить, что басня "Заяц во хмелю" представляет собой типичный пример сатиры тех лет, когда разрешалось критиковать лишь нерадивых сантехников, нечестных на руку торговых работников, чиновников – любителей подхалимажа, но не более того. Тем не менее, эта басня, исполняемая профессиональными актёрами (например, её исполнял Игорь Ильинский), а также участниками художественной самодеятельности, пользовалась большой популярностью среди народа, и многие знали её наизусть.
Татьяна Михайловна Тимошина,
Почётный гражданин города Воинской Славы Малоярославец Калужской области.
Январь 2021 г.
[1] В заголовке помещена иллюстрация к старинной русской песне «На тоё сторону, на Козельскую…». Прасковья Лукинична – у шаткого горбатого мостика. 4 молодца несут к ней на корабле Николая Васильевича. Под изображением – волной написан текст песни в 8 строк. Авторы миниатюры – Ирина Камышанская и Александр Сорокин (из серии «Песни Калужской губернии». Лист 2) (Москва, 2000 г.). Собрание Калужского музея изобразительных искусств.
|