Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ПЛАВУЧИЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ НА РЕКЕ ЖИЗДРЕ У КОЗЕЛЬСКА E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
23.03.2016 12:42

Малоизвестные факты военного времени

 

     Несколько лет назад мне на глаза попались несколько аэрофотоснимков территории, близкой к Козельску (фрагменты снимков воздушной разведки здесь, здесь и здесь). У деревянного моста через Жиздру, сейчас там построен бетонный, по дороге от села Березичи на Стеклозавод, разглядел я тоненькую «ниточку», связавшую два берега реки. Это чуть выше по течению от деревянного в то время моста (на фото ниже). Долго ломал голову, что бы это означало. Что только не приходило на ум. Может быть, это был проложен топливопровод в сторону фронта? Или просто волосок какой-то попал на объектив фотоаппарата и оставил причудливый и еле различимый штришок на фото водной поверхности реки?

    Не догадался тогда посмотреть на снимках окрестности других мостов, полагая, что поскольку там, за Березичами проходила линия фронта, значит туда и была проложена труба, по которой могли гнать солярку и бензин на передовую линию обороны. Оказалось всё проще и, одновременно, интереснее. Судите сами.

 

  Мост на реке Жиздра на дороге с. Березичи - Стеклозавод. Фрагмент аэрофотоснимка германской воздушной разведки, лето 1942 года. Справа мост, левее загадочные «ниточки» через реку, похожие на рыболовную снасть, перегораживающую реку

 

Олег Федосеев

 

ПЛАВУЧИЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ НА РЕКЕ ЖИЗДРЕ У КОЗЕЛЬСКА

Исследуем аэрофотоснимки времён Великой Отечественной войны

 

     Давно изобретены и широко используются в военном деле так называемые БОНЫ или БОНОВЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ. Это особого рода плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды.

Пример расположения бонов выше по течению у моста через Жиздру в черте Козельска

 

     В Военной энциклопедии (1911-1914 гг) дается такое описание:

    БОН РЕЧНОЙ, плавучее заграждение. Устройство БОН может быть весьма разнообразно. Они должны удовлетворять следующим главным условиям:

     1) обладать плавучестью;

     2) возможно менее сопротивляться действию волнения и течения;

     3) быть из прочного материала и обладать упругостью;

    4) возможно менее выступать над водой, чтобы представлять меньшую цель для неприятельской артиллерии;

    5) не легко разрушаться инструментом или взрывом мин;

   6) установка и разборка, а также открытие свободного прохода должны быть легки, просты и удобны;

     7) замерзание и вскрытие воды не должны влиять на прочность бона.

   Простейший вид бона – канат или цепь, протянутые с одного берега на другой, где они закрепляются на поверхности; на поверхности воды канат или цепь поддерживаются поплавками из осмоленных бочек, бревен, плотов, лодок и т.п.; поплавки устанавливаются на якорях.

     Иногда для усиления бона через поплавки протягивается не один, а два или три каната или цепи, соединяя их между собой раскосными канатами или цепями. Иногда подвешиваются к бонам рыбачьи или проволочные сети, с привязанными внизу грузами, или отдельные петли из перевитых канатов, которые могли бы опутывать гребные винты преодолевающих боны судов.

 

Схема устройства бонов на реках. Рисунок из Военной энциклопедии (1911-1914 гг/)

 

     Бревенчатые боны – более солидная преграда, устраиваются из отдельных звеньев, из одиночных бревен или из нескольких бревен, иногда целые плоты в один или несколько ярусов (усиленный бон). Как бревна одного звена, так и звенья между собой соединяются цепями или иными железными креплениями. На берегах такой бон, как и канатный, крепится к якорям, сваям или кустам свай; звенья ставятся на якоря; иногда, для смягчения удара, перед бревенчатым боном протягивается, как было описано выше, канат или цепь.

     Устанавливаются звенья бона последовательно, хотя, при небольшом протяжении бона и слабом течении, его можно собрать весь у берега и навести поворотом.

Бон должен обстреливаться артогнем. Боны располагаются по прямой линии, углом к течению реки, или углом, вершина которого должна находиться на тальвеге. Бон, прикрывающий понтон, мост, располагается в таком расстоянии, чтобы успеть во время принять меры к разводке моста при случайном прорыве неприятельского судна через заграждение, обыкновенно – не ближе двух-трех верст.

    Ниже я привожу фрагменты немецких аэрофотоснимков, на которых видны эти самые боны, установленные перед мостами на реке Жиздра в Козельске.

 

ВСЁ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО!

 

Фрагмент аэрофотоснимка

 

Фрагмент аэрофотоснимка. Два ряда бонов на Жиздре

 

Фрагмент аэрофотоснимка. Боны у моста на Жиздре

 

Фрагмент аэрофотоснимка. Бон у моста на Жиздре убран

Олег Федосеев