Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Проблемы изучения и сохранения наследия старых российских границ E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ>>НАШЕ ПОГРАНИЧЬЕ - Граница в наших сердцах (ПВ, ФПС)
28.10.2015 12:35

     Тема сохранения историко-культурного наследия исторического пограничья, каковым является территория и Козельского района, близка нашему сайту и вы без труда найдёте у нас немало интересных материалов, посвящённых как историческому, так и современному российскому пограничью и его наследию.

      14 октября 2015 г. в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва прошла Международная научно-практическая конференция «Российское культурное наследие за рубежом: анализ состояния и сохранения, актуальные проблемы использования и доступности». В ходе этого мероприятия были обсуждены многие общие вопросы изучения, сохранения и использования российского культурного наследия за рубежом. Фрагменты выступления одного из авторов нашего сайта мы сегодня помещаем на страницах «Энциклопедии Козельска».

 

 

С.А. Рябов, Институт Наследия, г. Москва

 

«ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЁ ПОГРАНИЧЬЕ, СТАВШИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  И СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ СТАРЫХ РОССИЙСКИХ ГРАНИЦ»


     Велико по масштабам и многообразно наследие России, по разным причинам и в различные времена оказавшееся за рубежом. Материальные и нематериальные памятники истории и культуры, которые находятся за границей, выявляются, классифицируются, изучаются и берутся на учёт. Предпринимаются меры к их сохранению и пропаганде российского зарубежного наследия. Тем важнее и всё сложнее разыскивать, брать на учёт и сохранять то, что выпало из поля зрения.

    Обращение к зарубежному наследию России сквозь призму ландшафтно-территориального подхода, выработанного Институтом наследия им. Д.С. Лихачёва, подсказывает нам необходимость уделения внимания самой государственной территории России как ценнейшему наследию наших предков. При этом, вне зависимости от того, находится ли она под суверенитетом России в настоящее время, или была таковой в прошлом, зарубежная ныне, но российская прежде территория не только сама выступает объектом наследия, но и одновременно является вместилищем его памятников.

 

Таблица1. Сведения о некоторых территориях, бывших прежде в составе Российской империи, из материалов А. Илларионова "Неоставшаяся часть России"

     Россия за время своего многовекового существования была обладательницей обширных территорий, которыми она прирастала по самым разным обстоятельствам: войны, мены, уступки, подарки и пр., как правило, оформлявшиеся соответствующими договорами.

В пору наивысшего расширения территории России – во время существования Российской империи с 1721 г. по 1905 (1917) годы – Россия была третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) и простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Но даже и могущественная Российская империя за более чем 180 лет своего существования, не раз, опять же, по разным причинам, теряла значительные свои территории (табл.1). Желающие могут продолжить мою мысль применительно к государству СССР, каковым оно являлось по состоянию на 1991 год.

     В настоящее время «исконно русскими землями», «не оставшейся российской территории», принято считать Аланды и Готланд, Мекленбург и Ольденбург, Голштинию и Фрисландию, Холм и Перемышль, Белосток и Краков, Валахию и дельту Дуная и пр. земли. Немало утратила Россия в своё время территорий, составлявших в имперский период истории - пограничье.

     Сегодня Россия последовательно реализует идею достижения территориальной целостности нашего исторического государства. Речь не идёт о возвращении в «лоно России» всех «территорий, утраченных ею до настоящего времени». Реализация такой программы таит в себе риски не только потерять территорию, которой мы ныне располагаем, но и лишиться значительной части населения, которого просто не останется в живых, возьмись мы за присоединение «русского зарубежья». Однако события вокруг Абхазии и Южной Осетии, Крыма и Одессы подтверждают актуальность «объединительных» устремлений и одновременно предупреждают нас о том, что нужно быть крайне осторожными в борьбе за восстановление целостности нашей исторической территории.

Впрочем, такая осторожность вовсе не означает, что мы не должны предпринимать шаги по сохранению культурного наследия территорий «неоставшейся части России». Следует вести последовательную, настойчивую и бесстрашную борьбу за сохранность зарубежного наследия нашего исторического государства!

     Что касается российского пограничья, как части территории, а это особый объект культурного и природного наследия, то мы не должны забывать ленинский постулат, который гласит: «Мы стоим за необходимость государства, а государство предполагает границы». С точки зрения наследия границы бывшей Российской империи никуда не делись. Они представляют собой пространные исторические российские рубежи, оказавшиеся вдали от современных границ России, но на которых продолжает оставаться множество объектов нашего «пограничного наследия». И это касается не только территорий и границ бывшей Российской империи, но и бывшего СССР.

     И кто знает, не придёт ли время, когда России важно будет предъявить миру доказательства того, что когда-то та или иная территория с её рубежами-границами была российской. Так вот тогда-то и потребуются памятники наследия границы, которые мы не только не должны утратить сами, но и не позволить уничтожить или утратить иным каким способом тем, на чьей территории они временно оказались.

     В истории так уже не раз было. Вспомним, когда мы возвращали в лоно СССР утраченные на какое-то время Печенгский район в Мурманской области (с 1921 по 1944 г. – в составе Финляндии), г. Выборга и части Карелии, бывших в составе Швеции и Финляндии.

     Наконец, последний пример, возвращение к родным берегам полуострова Крым, бывшего в составе Украины с 1992 по 2014 годы.

Представляется, что сегодня настало самое время заявить о том, что нам не безразлична судьба памятников от времени установления и обустройства границ Российской империи. Сказать о том, что важно собирать и осваивать обусловленные ими традиции. Всё это будет способствовать, в том числе, и сохранению в неприкосновенности нынешних российских рубежей.

     Для достижения этой высокой цели необходимо выявлять, собирать и обобщать историко-географические и картографические сведения об исторической территории России и об её границах, претерпевших изменения во времени в связи с различными геополитическими событиями, но составляющих территории соседних стран и их границ.

   Применительно к отложившимся и утраченным территориям основными объектами пограничного наследия России могут быть отнесены:

1. Крепости

Так, например, в Финляндии есть немало крепостей, возведённых здесь во время, когда эта страна являлась частью Российской империи – Великим княжеством Финляндским (1809-1918 гг).

Это бастионы, валы и куртины:

- в Фридрихсгамне;

- городе и морском порте Kotka (. (Кюмень-город (Кюменлинна), порт Роченсальм с системой фортов, а также два форта – Елизавета и Слава – расположенные на островах около порта, форт Катерина и др);

- это форт Утти (Utti) недалеко от города Kouvola;

- Давыдовская крепость;

- древний замок Олавинлинна (Нейшлот).

 

Крепость Нейшлот, современная Финляндия

 

2. Российские укреплённые линии — система охраны и обороны границ для защиты внутренних территорий страны от нападений извне

Так, например, на территории современной Украины по поручению Военной коллегии к концу 1730 г. под руководством Миниха, возглавлявшего Фортификационное управление Военной коллегии, было построено 10 крепостей, 24 редута с 408 реданами, общей протяжённостью по прямому направлению около 120 вёрст (крепости Донецкая, Бузовая, Кисель, Лузовая, Берецкая, Троецкая, Св. Праскевии, Св. Иоанна, Девятая, Десятая).

3. Старинные постройки, бывшие некогда местами размещения гарнизонов, постов и кордонов пограничников.

4. Рокадные и фронтальные дороги, проложенные в интересах защиты и обороны границы

Так, например, возле названного форта Утти (Utti), что нынче в Финляндии, то он расположен как раз на стратегической дороге, где произошло сражение между русскими и шведскими войсками в июне 1789 года.

5. Линия границы на местности со старинными пограничными просеками и российскими пограничным знаками, призванными служить разграничению территории государств и установленные во время демаркации границы. Особо стоит сказать о трёхсторонних пограничных знаках.

 

Личный состав пограничной охраны у трёхстороннего пограничного знака на стыке российской, норвежской и шведской границы, фото XIX века

 

6. Картографические материалы по делимитации государственной границы.

     Об этих документах следует сказать особо. В настоящее время в архивах Швеции, например, накоплено немало пограничных карт XVIII века. Об этом можно судить, например, по коллекции таких карт, имеющихся в ознакомительном доступе на сайтах ведущих шведских архивов. Представляется, что подобные пограничные карты - делимитационные и демаркационные документы старинной русско-шведской границы, хранящиеся в шведских архивах должны быть шире введены в научный оборот наших пограничных историков, а какие-то, быть может, и возвращены в Россию.

     Нужно сказать ещё об одном вопросе. Быть может, следует подумать о возвращении в Россию карт, похищенных и тайно переправленных за границу французским астрономом Жозеф-Николя Де Лильем. Официально приглашённый Пётром I работать в Россию с 1726 по 1747 год. Де Лиль был академиком Петербургской академии наук, первым директором Астрономической обсерватории. Он оказался очень полезным, поскольку очень много сделал для астрономии и картографии в России. Он рассказал миру о России, о Камчатке и об открытиях Беринга и Чирикова.

     Но он же и дал в Европе ход тем материалам, которые в России могли бы истлеть под спудом, сгореть в пожарах и «расточитися розно». Жозеф-Николя использовал своё положение научного руководителя по созданию академического Атласа Российской империи для систематического копирования и сбора картографических и географических материалов съёмок петровских геодезистов. Все поступавшие от них карты он тщательно каталогизировал, о чём, в частности, свидетельствует подробный список, привезённый им в Париж.

     Так вот этот Де Лиль являлся фактически французским шпионом, который вывез за рубеж громадный фонд материалов Де Лиль вывез в 1747 г. во Францию, за что получил пожизненную пенсию от французского монарха. Эти географические и картографические материалы он использовал, в частности, для создания карт, составил несколько русско-французских и русско-латинско-французских географических и топонимических словарей...

     Среди вывезенных карт было немало таких, которые с высочайшей подробностью отражали и   границы российской империи, и ситуацию в её пограничье.

     Примером таких карт служат, например, карты «проходов к Смоленску в Польше», и многие другие из 192 подробнейших рукописных карт, вывезенных Делилем. Отсюда правомочно ставить вопрос о возвращении этих рукописных карт в Россию.

7. Судьбы людей границы, имевших отношение к её установлению, обозначению и обустройству, а также несших нелёгкую службу по охране российских рубежей.

8. Всевозможные произведения искусства, повествующие об имевших место приграничных (пограничных) сражениях, а также о службе на российских границах.

      Поскольку в настоящее время я изучаю российско-норвежскую и российско-финскую границу как объекты наследия народов трёх стран, назову некоторые такие объекты.

Здесь мне хотелось бы обозначить круг проблемных вопросов, которые требуют своего решения, когда мы решаем названную выше задачу – обеспечить сохранность объектов наследия исторического пограничья и границ России. Это касается не только границ рассмотренного здесь периода, но и всех последующих времён, включая после распада СССР, когда за границей оказались гигантские территории нашей страны, ставшие самостоятельными государствами, но не утратившими всё то, что было и остаётся связанным бывшими границами СССР.

 

     Проблемы изучения наследия границ и пограничья:

- сложность выявления и топопривязки отдельных объектов наследия в условиях нахождения их в местах, удалённых от традиционных туристических маршрутов, как правило, на труднодоступной местности;

- искусственное сокрытие или уничтожение «аутентичных» российских пограничных знаков и замена или реконструкция их на «национальные» знаки и с соответствующей символикой;

- не простой доступ к документальным источникам, прежде всего к пограничным картам делимитации границы и демаркационным планам на пограничные знаки, ввиду особого порядка их хранения и ограниченности круга допускаемых к ним лиц;

- наличие описаний прохождения границы, а также описаний порядка обозначения её на местности, выполненных на иностранных (чаще всего на французском) языках и с применением специальных уникальных национальных терминов и условных обозначений;

- необходимость обращения в соответствующие инстанции иностранных государств с подробным обоснованием причин повышенного внимания к старым (старинным) символам российской границы с тем, чтобы не вызвать у сопредельной стороны повода для беспокойства, допущения обвинений нашей стороны в «реваншизме» с последующей аннексией территории, прежде являвшейся российской;

 

     Проблемы сохранения наследия границы и пограничья:

- требование проводить все мероприятия на строгой договорной основе и с соответствующими соглашениями по вопросам сохранения памяти о российской границе, допущение ответных «актов доброй воли» по отношению к вниманию сопредельной стороны к своим границам, оказавшимся на территории России;

- совместный характер исследовательских работ по пограничной исторической тематике исходя из геополитических условий в общей истории взаимоотношения стран-соседей;

- сложности в мониторинге состояния объектов наследия границы и проблематичность «удалённого» контроля над осуществлением мер по их сохранению

 

     Пути решения проблемных вопросов:

- поиск, систематизация и накопление картографических материалов, отражающих разграничение территорий, установление и состояние государственных границ в различные исторические периоды и на разных этапах состояния взаимоотношения сторон;

- обнаружение в архивах, библиотеках, музеях и различных дипломатических учреждениях чертежей и описаний пограничных крепостей, путей сообщения и других сведений о прочей старинной инфраструктуре пограничья;

- воссоздание внешнего вида пограничных знаков и реконструкция ландшафта границы с макетированием его;

- создание и актуализация базы данных о дипломатических документах, имеющих отношение к границам в их историческом прошлом;

- выработка и всестороннее обоснование целей, задач и характера исследовательских работ о прошлом исторических границ;

- совершенствование взаимодействия в научной работе и улучшение обмена информацией о результатах пограничных исследований с заинтересованными сторонами;

- поощрение интереса в сопредельных сторонах к российской пограничной истории, символике границы и пограничным традициям.

    Главное состоит в том, чтобы такие процессы должны быть обоюдными, а на каких-то направлениях даже и многосторонними. Такая работа должна не разъединять «пугая», а способствовать укреплению доверия. Как это не странно выглядит на первый взгляд!

     И здесь важно думать о том, как этого добиться. Важно идти на уступки, позволяя и всемерно даже поощряя меры, проводимые другими странами относительно бывшей их территории. Так, например, Печенгский район Мурманской области (финская область Петсамо).

 

В зале Конференции, 14 октября 2015 г.

 

    Заключение

   Таким образом, в соответствии с парадигмой исследований, принятых в Институте Наследия, правомочно утверждать следующее.

   Существуют не только анклавы России – отделённые от основной её территории и со всех сторон окружённые территорией другого (других) государств участки Земного шара – это классическое определение понятия анклав. Наряду с такими российскими анклавами в мировом пространстве, есть ещё пространные исторические анклавы российской территории, которые были когда-то российскими, но сегодня не являются принадлежностью нашей страны, тем не менее, они продолжают существовать, как бы, во времени. Такие, ставшие источниками и вместилищем немалого числа объектов культурного наследия России территории, оказавшиеся за рубежом, вовсе не утратили своей притягательности для их сохранения и пропаганды.

 

Ведущий научный сотрудник Института Наследия, кандидат военных наук, доцент С. А. Рябов, 14 октября 2015 г., Москва, Берсеневская наб., д. 20.