Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Народные гадания в зимние Святки E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
06.01.2012 09:12

 

НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ

"Теперь, девки, и за гаданье можно взяться. У меня всё припасено," – сказала тётка Маланья. С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, покуда девушки делали круг из кучек зерна, положив в середину свои кольца. Зажгли пучок лучины, которым освещался круг, и пустили в него петуха. Сначала он оторопел, а потом, присмотревшись и увидев зерно, подошёл к кучке Дуни и стал клевать с жадностью. При первых ударах клювом кольцо Дуни выпрыгнуло в сторону и подкатилось к ней. Одобрительный говор испугал петуха, и он неохотно стал клевать из другой кучки, а к остальным так и не подошёл ни разу, несмотря на долгое выжидание. Вторая кучка была Аришина.

- Ну, вам, девки, быть замужем в Новом году, - сказала Маланья.

Некто (Кукель) «Святочное гадание»


 

Крамской Иван Николаевич. Святочное гадание. 1870


Позади Корочун, самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота, и самая длинная ночь в году. Пришла Коляда с её буйным весельем. Рождение нового Солнца на Руси повсеместно приветствовали всеобщим ликованием, гулянием, пирами, катанием в санях, хороводами, ряжеными, колядованием. Как правило, Новый год встречается с радостью и надеждой. Для кого год уходящий был несчастливым, тот ждёт от года нового изменений к лучшему. У кого всё сладилось в прошедшем году, ждёт ответа на вопрос, а повторится ли это в новом. Волшебное время, чародейное, пора безвременья… Свет младенца Хорса (один из Ликов Дажьбога) ещё слишком слаб. Как ни воспользоваться этим временем, ни заглянуть в будущее, ни погадать?

С приходом Коляды начиналась пора Зимних Святок, двенадцать святодней начиная с кануна Коляды, символизирующие собой шесть светлых (Светлые вечера) и шесть тёмных (Страшные вечера) месяцев Кологода. По святочным вечерам собиралась молодёжь на посиделки в избах. Девицы занимались рукоделием в ожидании, когда же хозяйка начнёт гадать, и пели песни. Пекли печенья в виде животных и птиц (например – «козули»), угощали ими друг друга и посылали родным. Если приглашали на посиделки парней, то играли в игры вроде «люб - не люб», и разыгрывали весёлые действа с ряженьем. «Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в святках» (Снегирёв И. М.).

После всех увеселений молодежь усаживалась за стол, хозяйка застилала его новой скатертью и ставила на него блюдо с водой. Все присутствовавшие в доме снимали с себя кольца (перстни, серьги, иные украшения) и клали их на стол рядом с блюдом. Второй скатертью хозяйка накрывала блюдо, а рядом клала кусочки хлеба, соль и три уголька. Напротив блюда садилась самая сведущая в гадании женщина («сватья») и начинала запевать святочные «подблюдные песни», первой из которых была «Хлебу да Соли». Закончив песню, сватья опускала под скатерть в блюдо хлеб, соль и угольки, а гости, в свою очередь, клали в блюдо свои украшения.

Затем снова начинали петь. Песни были короткие, заканчивались особенным припевом:

Да кому мы спели – тому добро, Слава!
Кому вынется – тому сбудется, Слава!
Скоро сбудется – не минуется! Слава!


Каждая короткая песенка имела своё значение, как-то: к замужеству, к прибыли, к разлуке, к потере, на долгую дорогу. Например:

Твори, мати, опару,
Пеки пироги,
К тебе едут сватья,
Ко мне женихи!

Куют кузнецы золотые венцы, слава!
Диво ули ляду, слава!
(к замужеству)

 

Золота парча развевается, слава!
Кто-то в путь-дороженьку собирается, слава!
(к дальней дороге)

 

Шла щука из Новагорода,
Она хвост волокла из бела озера,
Что серебряная, позолоченная,
А головка у щуки унизанная.
(к богатству)

 

Растворю я квашонку на донышке,
Поставлю квашонку на чёлышко.
Ты входи, моя квашонка,
Полным полна......
(к прибыли)


И таких песен было великое множество, на разные случаи. Во время пения сватья перемешивала рукой лежащие в блюде вещи, а с окончанием каждого куплета встряхивала блюдо и вынимала первое попавшееся кольцо. Соответственно, – чьё кольцо выпало, тому и предназначалось значение исполненной песни.

Иногда сватья намеренно вынимала две вещи (для суженого и суженой) под песню:

Как колечко скажется, слава!
Так милый откликнется, слава!


Показав два кольца присутствующим, сватья заявляла: «Чему быть, того не миновать. Неминуемый брак». Если же она вынимала, например, два девичьих кольца, то одно откладывала, продолжая «ловить» суженого.

Гадание с подблюдными песнями девушки могли проводить и сами, без сватьи.

По окончании подблюдных песен начинали «хоронить золото», играя в «Колечко» с оставшимся не вынутым из блюда кольцом, напевая:

Уж я золото хороню, хороню
Чисто серебро хороню, хороню…


Ведущая игру девушка потихоньку клала кольцо в чьи-то руки, а девушки передавали его одна другой:

Пал, пал перстень во калину, во малину
Во чёрную смородину.
Гадай, гадай, девица! Отгадывай, красная!
В коей руке былица?


Поздно вечером заканчивались посиделки. Вот все гости разошлись, и для девушек наступало время Святочных Гаданий. Начинали обычно с «окличек», выбегая из ворот и спрашивая первого встречного имя. Затем приходил черёд воску, курице и зерну, напёрсткам, разной кухонной и хозяйственной утвари, замкам и ключам, гребням и зеркалам, - т.е. гадали, используя всевозможные способы и предметы, всё, что донесли до них их бабушки с глубокой старины. Гадали до полуночи (а в страшные вечера заканчивали гадать и позже). А на следующий день посиделки продолжались в другой избе.

Гадания в Светлые вечера

 

Гадание с курицей по кольцу


На Святки девицы и парни собираются в избе, очерчивают на полу круг углём левой рукой и противосолонь, насыпают на пол овса и ячменя ( в эпоху двоеверия даже считали, что для этого гаданья лучше всего подходит овёс, украденный у священника во время рождественской славы), снимают с рук кольца и зарывают их в зерно. Затем приносят чёрную курицу, пускают её в круг и смотрят как она клюёт зерно. Соблюдается полная тишина. Чьё кольцо курица выкинет из круга, того скоро замуж выдадут (или женят). Случается и так, что курица кольцо обратно в круг затащит, – несчастливая свадьба грядёт гадающему.

Гадание по голосам


В ночь под Новый год девушки собираются вместе, ходят по деревне и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук отзовётся женский голос, то замуж в Новом году не выйти, если мужской – наоборот.

Гадание по замку на колодце


В один из Святочных вечеров девушка, перед тем как ложиться спать, выходила и запирала на замок колодец со словами: «Суженый мой, ряженый, приводи коня поить, у меня, у красной девицы, ключа просить». Ключ от замка девушка на ночь клала себе под подушку. Если увидишь во сне молодца на коне, значит выйдешь в новом году замуж. Кто во сне привидится, тот и суженый.

Гадание «Окличка»


Девушки собирались вместе вечером и шли подслушивать под чужие окна. Судя по подслушанному разговору, они предрекали себе будущее: в зависимости от темы разговора (например весёлый или грустный), кто вёл разговор (мужчина или женщина, старый или молодой) и многого другого.

Гадания в Страшные вечера

 

Гадание с зеркалом


Проводилось в глухом конце села в заброшенной (нежилой) избе, в подполье или старой бане. Девушка в одиночестве ближе к полночи приходила в эту избу или баню, запиралась изнутри, развязывала на себе все узлы (например – пояс), в одном из вариантов гадания - раздевалась догола, расплетала косы и садилась на лавку. Перед собой на стол или каменку ставила зеркало, зажигала по обеим сторонам зеркала две свечи. Затем между собой и зеркалом ставила второе зеркало «лицом» к первому (как вариант – к себе на грудь или на левое плечо), получая таким образом коридор отражений. Затем девушка обращалась за помощью к высшим силам и просила зеркало показать ей суженого: «Суженый, ряженый, приходи ко мне, покажися мне. Он со мной».

После чего внимательно, не отрываясь, стараясь не моргать, всматривалась в зеркало напротив, в коридор зеркальных отражений, стараясь не упустить момент появления фигуры. Гадание это могло продолжаться несколько часов. Как только девушка видела образ, нужно было схлопнуть зеркало с зеркалом, потушить свечи и завязать пояс, чтобы не случилось беды.

После этого гадания зеркало заворачивалось в рушник и пряталось; нужно было обязательно поблагодарить «помощников» и не забыть разворожиться.

Гадание по звукам


В Зимние Святки девушка выбегала ночью одна на перекрёсток дорог, чертила круг первым огарком, - т.е. тем, который остался от первой сгоревшей свечи или лучины в этот вечер, в который происходит гадание, - становилась в круг и слушала. Если гадальщица услышит стук топора – в Новом году должна умереть; если стук молотка – то жить ей богато; если же звон колокольчика – то выйдет замуж.

Гадание «Полоть снег»


Несколько девушек около полуночи бегут на перекрёсток дорог. Одна из них, на которую хотят гадать, становится в центре перекрёстка, подружка обегает трижды её противосолонь, приговаривая: «Щурово место!». Затем девушка, стоящая в кругу, приседает на снег и расстилает подол своего платья по снегу. Подружка же кидает снег пятой левой ноги на разостланное платье со словами: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок?». Гадающая перетряхивает снег в подоле, а затем кидает его горстями через левое плечо, приговаривая: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свёкра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой!». Потом все стоят и слушают, где залает собака. В которой стороне залает, в ту сторону и замуж выйдешь. Если собака залает грубым, храпливым голосом, то значит девка выйдет замуж за старого, если звонким – то за молодого. После этого гадания нужно обязательно разворожиться.

Наши Предки свято верили в силу гаданий, в силу Судьбы и в возможность влиять на неё путём ритуальных действий. А судьба человека - это нить Макоши, на которой вяжут узелки свои Доля с Недолею. Поэтому и ценился так период Зимних святок, когда можно было приоткрыть завесу тайны, увидеть узор Судьбы на год вперёд.

Журнал "Родноверие" № 1(2) 2010