Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Записки генеалога-любителя. Промежуточный итог E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Генеалогия
02.11.2015 10:53

Геометрическая карта Казельского уезда, XVIII  век

 

     Роман Чикин несмотря на все трудности в работе продолжает изучать свою генеалогию. По крупицам, неспешно он не только узнаёт, но и систематизирует всё, до чего ему удаётся дознаться о своих предках. Роман всё время делится с нами результатами своего труда и тем самым подаёт пример другим исследовать свою родословную (здесь, здесь, здесь, здесь, здесь). И наши читатели стараются следовать его методике.

      Мы отмечаем, например, большой интерес к «генеалогическим разведкам» в селе Березичи. Немало селян из этого места уже отметились на страницах сайта «Одноклассники», где создана группа «Все в Березичи». Подтягиваются и участники этой социальной сети из деревни Слаговищи «Деревня Слаговищи. Любим всей душой и сердцем» и др. Сам Роман Чикин приглашает в группу «Деревня Клюксы Козельского района».

 

Роман Чикин

 

ЗАПИСКИ ГЕНЕАЛОГА-ЛЮБИТЕЛЯ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

 

     Этим летом продолжились мои архивные исследования родословной линии предков Ипатовых — крестьян сельца Клюксы Козельского района. Мною были получены несколько интересных выписок из документов, поэтому в очередной статье я хотел бы систематизировать уже все имеющиеся в наличии данные, а также указать некоторые интересные факты, которые косвенно связаны с моими предками, но имеющие свое значение для истории Козельского региона и его населенных пунктов.

      8 сентября 1914 года (ст.ст.) в семье крестьян сельца Клюксы Ивана Иванова и Евдокии Трофимовой Ипатовых родился сын Сергей — мой прадед. Родители Сергея венчались 6 ноября 1905 года (ст.ст.) в Покровской церкви соседнего села Хозцы (и детей потом там всех крестили). В семье сохранилось предание, что Евдокия Трофимовна, в девичестве носившая фамилию Назарова, была незаконнорожденной дочерью князя Оболенского, однако документально подтвердить этот факт, конечно, не представляется возможным. Удалось лишь установить, что 10 февраля 1884 года крестьянин сельца Клюксы Трофим Афанасьев[1], сорока лет, женился вторым браком на крестьянской дочери сельца Клюксы Александре Поликарповой, семнадцати лет. Для Александры этот брак был первым. Принимая во внимание возраст молодоженов, можно предположить, что семейная легенда все же имеет какую-то реальную основу. А если мы обратимся к именам поручителей на свадьбе Ивана Ипатова и Евдокии Назаровой, то с легкостью поймем, что поручитель со стороны невесты крестьянин сельца Клюксы Прокопий Карпович Рыбаков — родной брат ее матери Александры Поликарповны (Карп — сокращенная форма церковного имени Поликарп). Значит, мать Евдокии Трофимовны в девичестве носила фамилию Рыбакова. И, видимо, неспроста потом Иван Иванович женился на Евдокии Трофимовне — при бракосочетании ее родителей поручителем со стороны жениха был как раз отец Ивана Иван Ипатов. Ну а второй поручитель — Иван Трофимов — вполне мог быть сыном Трофима Афанасьевича от первого брака.

     Иван Иванович Ипатов родился 4 января 1886 года (ст.ст.) у крестьян же сельца Клюксы Ивана Ипатова (опять не фамилия, а отчество!) и Елены Ильиной. То есть деда новорожденного Ивана звали Ипатом, и его имя потом и послужило основой фамилии для всех многочисленных детей. Известно, что у Ивана Ипатовича было как минимум четверо сыновей (Иван, Василий, Никанор и Михаил), и все они носили фамилию Ипатовы. У самого Ивана Ипатовича был брат Самуил, однако о его потомках информации пока никакой нет. Иван родился во втором браке — его родители обвенчались 24 января 1882 года в Никольской церкви села Березичи. Ивану Ипатовичу, вдовцу, на тот момент было 33 года, его невесте - «вдове, солдатке сельца Орденки» - 22 года. С этого момента местная география нашей семьи расширяется.

    В прошлом сельцо (деревня с барской усадьбой), затем деревня и теперь — уже часть самого Козельска, Ордёнки имели и второе название — Ильинское. Село называлось так по стоявшей в нем деревянной церкви в честь пророка Илии. Затем церковь упразднили, и название «Ильинское» постепенно позабылось. Название же Ордёнки местное предание возводит аж к 1238 году, когда монголо-татары осаждали героический Козельск, и татарское войско стояло как раз на месте деревни.

    Но вернемся к хитросплетению родословных ветвей. То, что Елена Ильина вторично выходила замуж в качестве солдатской вдовы, говорит о том, что вскоре после первой свадьбы (а произошло это не позднее 1878 года), ее мужа, крестьянина Ордёнок, забрали в рекруты и он погиб на войне, вполне вероятно, что очередной русско-турецкой. Однако это не означает, что сама Елена была родом из Ордёнок. И поэтому необходимо обратить внимание на определенное участие во многих семейных событиях Ипатовых другой крестьянской семьи — Чухиных из Дешовок.

    На свадьбе И.И. Ипатова и Е.Т. Назаровой одним из поручителей со стороны жениха был Василий Иванович Чухин. На свадьбе Ивана Ипатовича и Елены Ильиничны поручителем со стороны невесты был Иван Ильин Чухин. Сам собой напрашивается вывод: поскольку как в крестные, так и в поручители, как правило, приглашали близких родственников, Иван Чухин — родной брат Елены. А Василий Чухин — его сын. Брат был поручителем на свадьбе сестры, а его сын — на свадьбе двоюродного брата. Получается, что Елена Ильинична в девичестве имела фамилию Чухина и родом была из Дешовок. Да и до сих пор среди современных родственников по линии Ипатовых сохраняется память о каком-то родстве с Чухиными из Дешовок. Так наша семейная география увеличивается в очередной раз.

     Выяснив, таким образом, год рождения Ивана Ипатова — 1849 — я закономерно посчитал, что как минимум в ревизии 1858 года он уже должен быть упомянут, равно как и его родители, а если повезет — и дед с бабкой. То есть, исходя из этой логики, в изучении родословной Ипатовых можно было бы продвинуться еще на два поколения, практически до начала XIX века! И вот тут меня ждал неприятный «сюрприз». «... в просмотренных ревизских сказках 10-й ревизии о крестьянах сельца Клюксы Козельского уезда Калужской губернии, составленных 6 февраля 1858 г., <...> крестьяне Ипат, его сын Иван Ипатов не значатся». Вот как! А Ивану на тот момент должно было быть никак не меньше девяти лет! Получается, что в Клюксах на момент 1858 года Ипатовых не было! И, возможно, они появились в сельце либо в течение еще последующих трех лет — были куплены помещиком, либо переехали откуда-то уже после отмены крепостного права. Но проверить это неожиданное предположение пока невозможно — говорят, что Калужский архив с 1 октября закрылся на целый год по причине переезда...

     Попутно удалось выяснить некоторые интересные факты из истории козельских окрестностей. Например, в 1858 году сельцо Клюксы принадлежало сразу двум помещикам: статскому советнику, статс-секретарю, камергеру и кавалеру Дмитрию Александровичу Оболенскому и поручику Николаю Владимировичу Ергольскому. А клюксовские крестьяне духовно окормлялись в Никольской церкви села Березичи предположительно с 1874 по 1884 годы — в этот период церковь в Хозцах по какой-то причине не действовала. И хотя это все не так значительно, подобные малые факты и слагают в целом историю интересного и необычного региона — Козельского уезда.

 



[1] В данном случае «Афанасьев» - не фамилия, а отчество. Фамилии крестьян в метрических книгах начинают массово указывать лишь с 1900-х годов. Поэтому вполне закономерно считать, что это и есть приемный отец Евдокии - Трофим Афанасьевич Назаров.