Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Немного об истории Богоявленского храма, основанного казаками в XV в. и ныне утраченного E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Храмы г. Козельска
16.06.2012 23:57

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ БОГОЯВЛЕНСКОГО ХРАМА, ОСНОВАННОГО КА­ЗАКАМИ В XV В., И НЫНЕ УТРАЧЕННОГО

К 20-летию принятия в России закона «О реабилитации казачества»


Казаки, с сайта

 

16 июня 1992 г. увидело свет постановление Верховного Совета Российской Федерации   N 3321-1, в котором идёт речь не только о реабилитации казаче­ства, но и признаются права казаков возрождать традиционный социально-хозяйственный уклад жизни и культурные традиций казачества. Создавать общественные казачьи объединения с исторически сложившимися назва­ниями, в том числе землячества, союзы и другие (полностью постановление можно посмотреть здесь).

Началось возрождение казачества и на Козельской земле, где казаки ещё со времён Ивана Грозного играли важную роль во всей жизни города и всей козельской округи. Объединения казаков состояли на службе царям и Российского государства. Козельские казаки принимали активное участие в военных кампаниях, охраняли южные границы на засеках и в Козельске – крепости.

После гражданской войны и революции 1917-го г. казацкие объединения ис­пытали жестокие преследования со стороны советской власти, поскольку они активно участвовали в белом движении. С 1992 г. в России постепенно стали возрождать казачество. В настоящее время, например, создано Козельское хуторское казачье общество «Оптинское» во главе с Атаманом, которым яв­ляется казачий полковник Чернышев Евгений Юлианович.

 

Сегодня состо­ялся телефонный разговор с Атаманом, в котором он рассказал о ряде ини­циатив казаков. Особую их заботу сегодня составляет участие в возрождении памяти о Богоявленском храме на территории города в  исторической части Козельска. Дело в том, что эта церковь была построена казаками ещё в XV века. К настоящему времени она не сохранилась. Есть несколько версий: по одной - её взорвали наши при осталении города в 1941 г., по другой - в церковь попала немецкая бомба уже после того, как город был освобождён нашими войсками.

В настоящее время храм Богоявления возведён в районе Мехзавода. От старинной же церкви к сегодняшнему времени на прежнем месте не осталось и следа. Вот почему в планах козельских казаков - поставить на месте Богоявленского храма хотя бы памятный крест.


Казачий полковник Е.Ю. Чернышев, фото с сайта «Козельск.ру»

 

Вот почему сейчас самое время вспомнить отдельные страницы прошлого Козельска и историю появления в Козельске Богоявленского, без преувеличения сказать, «казачьего» храма.

 

1456

После вхождения города в число московских великокняжеских городов в Ко­зельск пришли белопоместные казаки общим числом в 70 семей. Они сру­били церковь, поместили в ней икону Богоявления Господня. Это первая церковь в городе Козельске, как считал Кавелин (автор Калужской летописи). «Белопоместные» или «беломестные» казаки так именовались из-за того, что дворы их в городе и пригородные казацкие поместья были освобождены, как тогда говорили, «обелены», от посадского и крестьянского тягла. Впрочем, ка­заки могли и не иметь земли, служа только с денежного и хлебного жалова­ния. С тех давних времён казаки, как служилые люди низших разрядов, вме­сте со стрельцами служили под началом назначавшихся из дворян и детей боярских сотников, голов и атаманов.

 

Богоявление, старинная икона

1613

Начиная примерно с этого времени и вплоть до середины XVII в. Козельск буквально наводняют казаки. Так, например, только 1 апреля 1613 г. сюда из Москвы в составе войска князя А.А. Хованского пришло 2323 казака, многие, из которых, остались под Козельском. В 1619 г. в состав городового казаче­ства Козельска вливаются черкасы.

1620

Начинается массовое расселение белопоместных казаков под Козельском. Речь идет о казаках, присланных в Козельск в 1620 г. для охраны засечной черты из Можайска и Ярославля, их так и называли – «можайские» и «яро­славские» казаки. Эти их названия произошли по следующей причине. В но­ябре 1617 г., чтобы не допустить прорыва польского королевича Влади­слава к Москве, в Можайск были посланы воеводы Б.М. Лыков и Г.Л. Валуев с от­рядом, в котором было 400 татар и 1600 казаков с Дона и Волги, а также чер­касы – украинские казаки. Часть этих «можайских казаков» и была направ­лена в 1620 г. под Козельск. Среди атаманов, которые привели «можай­ских» казаков в Козельск в 1620 г. могли быть казачьи атаманы, бывшие в войске Б.М. Лыкова, оборонявшемся под Можайском на реке Протве. Это А. Сине­глаз, И. Утицкий, Д. Котов, Д. Белый, И. Адамов, Ф. Патрикеев [64].

Причина появления здесь «ярославских казаков» несколько иная. Козельск в старину являлся местом ссылки казаков, провинившихся перед Оте­чеством. Сюда, например, были высланы те из них, кто в 1618 г. поднял мятеж, а по­сле Деулинского перемирия возвратились на службу в Яро­славль к князю И.Б.Черкасскому. В наказание за участие в мятеже и этих казаков вы­слали под Козельск на опасную пограничную службу у засек. Учитывая, что эти ка­заки были одними из первых козельских погра­ничников, икона Бо­гоявления, на которой был изображен Иисус Христос и его Кре­ститель, может считаться особой покровительницей всех козельцев, кому довелось и ещё предстоит служить в пограничных войсках.

1678

Казаки по-прежнему несли службу и, без сомнения, были в чести у горожан, уважавших традиции, принесённые сюда. Одна из крепостных башен с воротами называлась Богоявленская, поскольку располагалась поблизости от Богоявленского храма, основанного казаками в середине XV века.

Конец XIX века

К этому времени относятся последние, наиболее подробные известия о Богоявленской церкви. Вот что пишет о ней Леонид Кавелин: «За собором на юго-западном конце города церковь Богоявленская. Она до пожара 1777 года была деревянная; а настоящая каменная выстроена иждивением козельского помещика графа Якова Александровича Брюса управляющим его имением (село Плохино) секретарем города Козельска Шипилиным в 1790 году.

По сохранившемуся между старожилами преданию это первая церковь козельская; ибо первая деревянная церковь на сем месте относится к водворению в Козельске, как украинном городе, беломестных казаков, которых, следуя тому же преданию, первоначально поселилось здесь 70 семей. Они принесли с собою «на благословение новому поселу» свою икону Богоявления Господня, сначала поставили ее в обыденной часовне, а потом срубили и церковь. Древняя икона эта, благоговейно чтимая потомками первых поселенцев, хранится и поныне в Богоявленской церкви в особом киоте.

Недавно, по смытии двух слоев краски оказался подлинник, старинного иконного письма. На изображениях Крестителя и крещаемого им Господа Иисуса Христа ризы тканые, низаны жемчугом. Из утвари сей церкви замечательно напрестольное Евангелие окладное, пожертвованное, как значится в надписи по листам, 1744 г. бывшим козельским подъячим с приписью, а после курским секретарем Иониным, в церковь Богоявления Господня, что на Студеном погосте (название ныне позабытое, а потому необъяснимое). Из икон заметим еще преподобного Елеазара Анзерского, по сторонам коего изображены Власий и Антип с надписью внизу: «Преподобный Елеазар Анзерский, уроженец города Козельска, сын купца Севрюкова, преставился 1656 году Генваря 13 дня». Икона сия пожертвована в церковь усердием бывшего козельского градского головы М.Д. Иноземцева».

Студёный погост, о котором Леонид Кавелин написал нам, возможно пошло вот по какой причине. В старину слово «погост» имело несколько значений. Употребляли его, в том числе, и применительно к кладбищу. В городах, например, существовали специально отведенные места, где хоронили умер­ших или казнен­ных преступников, по­скольку на общих городских кладбищах делать это запрещалось. Такие места, как раз, и называли «студеными», от слов «стоуд, студ», то есть стыд. Отсюда Студе­ный погост, возможно, это небольшое кладбище, где, видимо, и хоронили преступников. Известно, что правительство, содействуя заселению городов, находящихся на опасной «украине», высылало сюда самых разных преступников из холопов и свободных крестьян. Существовал даже закон, по которому всех совер­шивших смертоубийство и бежавших в эти места, не выдавали властям для наказания. Таким образом, то место на козельском посаде, где расселились первые 70 казачьих семей, в которых многие казаки считались преступниками – участниками мятежа, пользовалось, скорее всего, не самой лучшей славой.

Послесловие:

Документально история Богоявленской церкви нами ("ЭК") просматривается примерно до 1912 года. Мы разыскали аэрофотоснимок с немецкого самолёта-разведчика, датированный октябрём 1942 года (см. ниже). Есть снимок и лета того года. На обоих снимках хорошо видно, что площадка, где размещалась церковь (в центре фото), имеет лишь остов постройки (фундамент). Похоже, что здесь проводились какие-то работы по расчистке территории. 

Таким образом, летом-осенью 1942 г. храм уже был уничтожен, но когда точно и как это произошло, нам не известно.

 О том, что местные легенды о времени Великой Отечественной войны бывают далеки от истины, мы попытались показать в материале о пожарной каланче в Козельске. Считается, что она погибла в бомбёжку, а она была цела и невредима ещё и в 1957 году (читать здесь).


 

На фрагменте не­мецкого аэрофотоснимка, сделанного в октябре 1942 г., хорошо видно, что от храма (пятно в центре) мало что осталось. Об этом снике читайте здесь.


История козельского казачества ещё ждёт своих историков, как заслуживает исследования и прошлое Богоявленского храма. «Энциклопедия Козельска» уверена, что хуторское казачье общество «Оптинское» во главе с его Атаманом казачим полковником Е. Ю. Чернышевым возглавит исследования с тем, чтобы раскрыть перед нами славные страницы истории казаков, служивших и служащих на Козельской земле.

Страницы нашего сайта мы с удовольствием предоставим для публикаций на эту тему.