Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
Стальные крепости E-mail
(5 голоса, среднее 4.20 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
05.05.2011 20:37

 

 

О.Ю. Федосеев


«СТАЛЬНЫЕ КРЕПОСТИ»

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ПОД КОЗЕЛЬСКОМ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

"Весь в пару, шипя сердито,
На ходу вступает в бой,
Сокрушает, бьет бандитов
Мощной силой огневой..".

 

(Фронтовой поэт

ефрейтор Алексей Заморенков) 

 

Мы уже не раз убеждались в том, что всем нам очень мало известно о Великой Отечественной войне. Сегодня, в канун Дня Победы, мы расскажем ещё об одной странице войны на территории Козельского района. На этот раз, об использования бронепоездов во время Великой Отечественной войны на территории Козельского района.

Вспомним о том, что Козельск уже задолго до 1941 г. стал важным железнодорожным узлом. В его окрестностях были проложены километры путей, связавших город с Сухиничами и Белёвым. В черте города было два железнодорожных моста. На всех этих путях в пределах района находился не один остановочный пункт с собственными пристанционными постройками. Довольно разветвлённая железнодорожная сеть оказалась сначала в полосе обороны наших войск, затем на временно оккупированной фашистами территории, потом в непосредственной близости от линии фронта в полосе боевых действий 16 и 61 Армий. Всё это обусловило возможность и целесообразность задействования бронепоездов в боях против немецко-фашистских захватчиков на всех этапах боевых действий под Козельском в период Великой Отечественной войны.

Подробнее...
 
Разъезд Мышбор, далее везде.... Неизвестные страницы войны на козельской "железке". 1941-1942 годы. (Часть 2) E-mail
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
29.03.2011 09:29

 

РАЗЪЕЗД МЫШБОР, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ...

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЙНЫ НА КОЗЕЛЬСКОЙ "ЖЕЛЕЗКЕ". 1941-1942 ГОДЫ.

Вопросов больше, чем ответов. Их могут дать поисковики

и сотрудники музеев.

 

Часть 2. Начало здесь.

 

О. Федосеев

 

ЗЕНИТЧИКИ  НА ЛЕСНОМ ПОЛУСТАНКЕ МЫШБОР

 

Монумент у станции Мышбор, фото с сайта

 

Почти у самого железнодорожного полотна на станции Мышбор стоит небольшой памятник, который, благодаря любителям посещать места с «диковинными» названиями и выкладывать затем в интернете их фотографии, и привлёк моё внимание. К сожалению у меня нет пока возможности связаться со станцией или с даже теми, кто на ней побывал и разместил на одном из сайтов фото небольшого простенького мышборского монумента. Иначе я обязательно расспросил бы побывавших там или знатоков. Обещаю сделать это со временем обязательно. Ещё я очень надеюсь на помощь со стороны сотрудников музеев, а также коллег-поисковиков из Калуги, Козельска, Суворова и Тулы.

Гипотеза относительно монумента – памятник установлен в честь событий Великой Отечественной войны – оказалась удивительно продуктивной. Не боясь того, что мне не получилось сходу угадать истины,  расскажу здесь то, что удалось установить без выезда в интересующее нас место.

Начать надо с того, что в 1942 году во время фашистского авиационного налёта здесь у Мышбора одновременно погибло 9 зенитчиков, включая командира роты, прикрывавших станцию. Эти сведения были получены при изучении известной базы данных «Мемориал» о погибших в войну воинах Красной армии. 


Зенитчики на защите железнодорожной станции, 1942 год, фото с сайта

 

Все бойцы были и похоронены непосредственно на месте, в 50-ти метрах к северо-западу от станции. Моё обращение к «Книге Памяти», и к паспортам захоронений на территории района, оказалось безрезультатным. То, что сведений о погибших нигде нет, меня никак не удивило. Это, к сожалению, наблюдается сплошь и рядом.

На обнаруженном на просторах сети фотоснимке, как раз и виден один из таких памятников, которые обычно ставят при братских могилах погибших в Великую Отечественную войну. Памятник ухожен и даже есть надпись, но ее не разобрать из-за качества изображения. Но явно, что не фамилии. Что это за надпись? Почему об этой братской могиле нигде не упоминается, но за ней ухаживают? Если это могила зенитчиков, то надо туда вписать их имена. Это не беда, что по своим координатам она не совпадает с теми, что указаны в документах. По сторонам света место совпадает, т.е. монумент стоит северо-западнее полотна. Но вот 50-ти метров от дороги или от станции не получается. Не беда, поскольку могила и памятник при ней могут быть символическими. Может быть было и  перезахоронение. Вообще, надо заметить, фашисты очень активно бомбили наши войска под Козельском. Потери от авиационных ударов они несли весьма ощутимые. Так, например, у деревни Звягино  27 января 1942 года во время фашистской бомбёжки погибли бойцы 180-й полевой хлебопекарни 328 сд. Их тоже нет в «Книге памяти», насчет памятника в Звягино - не уверен. Паспорта официального воинского  захоронения, так точно нет. Пользуясь случаем, привожу здесь списки погибших и захороненных в Звягино:

1.Буйлов Алексей Иванович, 1904.

2.Ваго(а)нов Василий Николаевич, 1915 (здесь и далее указан год рождения красноармейца, если известен).

3.Галанцев Сергей Федорович, 1909.

4.Горев Михаил Александрович, 1912.

5.Иванов Павел Иванович.

6.Князев Александр Петрович, 1904.

7.Поляков Сергей Иванович, 1910.

8.Рыженков Иван Сергеевич, 1912.

9.Соловьев Александр Григорьевич,1918.

10.Давыдкин Николай Федорович,1905.

11.Дубасов Павел Михайлович, 1903.

12.Гришин Сергей Михайлович, 1908.

Троих последних удалось в последствии установить только по Книгам Памяти Калужской области как перезахороненным в д. Егорье Козельского района. Остальные в захоронениях по Козельскому району и Книгах Памяти Калужской области не значатся.

История девяти красноармейцев, защищавших железнодорожную линию и погибших у станции Мышбор уже после освобождения города от гитлеровцев, уже сама по себе – тема новая и требующая разработки. Назову  здесь фамилии зенитчиков 319 армейского полка ПВО, которые пали в бою с немецкими бомбардировщиками 16 августа 1942 года у станции Мышбор. В базе данных (ОБД «МЕМОРИАЛ») значатся:

1.Хазиров Разумбай.

2.Ильченко К.П.,(1907).

3.Билагаев Г.П.(1902).

4.Гладченко В.П.

5. Баранов А.Н.

6. Тренбак П.А.(1923).

7. Гордиенко А.Ф.(1923).

8. Батухтин М.В.(1905).

9. Кравцов А.В. (в скобках указаны, если известны, годы рождения красноармейцев).

 

 

Списки погибших зенитчиков 319 ап ПВО и воинов  328 сд, а также лист из "Книги памяти" со сведениями по партизанскому отряду "Передовой", о котором было рассказано в первой части очерка.

 

По Мышбору, дополнительно. К списку погибших и похороненным на станции Мышбор бойцам- зенитчикам, добавлю еще одного бойца, чьего имени также не найти в списках захороненных на территории района и в Книгах Памяти Калужской области. Это  Талалайко Алексей Петрович, 1919, ефрейтор, путеец 67-го восстановительного железнодорожного батальона. Погиб 2 июня 1943 и похоронен на разъезде Мышбор.

Такова, вкратце, ещё одна страница военной истории станции Мышбор, связанная с гибелью здесь воинов зенитчиков.

Впрочем, следует сказать ещё об одном моём предположении относительно монумента на станции Мышбор. Он мог быть установлен и в честь того, что здесь, у глухого полустанка действовало в 1941 году партизанский отряд  «Передовой», здесь погиб партизан разведчик - Николай Авилов, как в Лихвиле — Александр Чекалин. Об этом уже было сказано выше.

 

Вот такая неизвестная, но в тоже время знаменитая станция-полустаночек  с редким, загадочным названием Мышбор. Вокруг неё прошлым летом опять бушевали пожары...  Как будто опять идет война. Как  фронтовые сводки с тревогой читали  мы  ленты новостей:  « Горят леса за Шепелево!... Пожарный поезд задействован в борьбе с огнем на перегоне Шепелево – Мышбор»! Причина пожаров - человеческий фактор. Но если тогда, в сороковых, здесь поджигали и взрывали для уничтожения врага, то сейчас зачем это делают люди, зачем! 

Сами себя уничтожаем...

 


Где ещё почитать об описываемых событиях, связанных с партизанским движением в нашем крае:

http://mozohin.ru/article/a-126.html

http://old.mk.tula.ru/5007.html

http://obg-19.narod.ru/regcomp/obortuly.htm#партизан

http://www.uvdkaluga.ru/news/item/3354/

 

 

СКОРБНАЯ ПОЕЗДКА ПО КОЗЕЛЬСКОЙ «ЖЕЛЕЗКЕ»

Вместо заключения

 

Работа над статьёй о станции Мышбор заставила уже в который раз внимательно просмотреть всю свою базу погибших в 1942 году по Козельскому району.  Не просто пролистать страницы, а отобрать те из них, которые связаны с гибелью красноармейцев во время гитлеровских бомбардировок нашей железной дороги и находящихся при ней полустанков. Я старался найти и опубликовать фамилии и места захоронения солдат именно по железнодорожным станциям района. Это те воины, имена которых не значатся в списках учтенных по Козельскому району захоронений. Нет их и в многочисленных томах "Книги Памяти Калужской области". Списки, которые вы увидите ниже не являются полными. Я лишь хотел подчеркнуть весь трагизм положения наших воинов в прифронтовой полосе.  Они погибали не на передовой, а в пути, на пересадках, во время ожидания на разъездах, когда пропускали первоочередные грузы и боевую технику, следовавшую по железной дороге.

Станция Шепелево, первая после Мышбор, если следовать вглубь Козельского района. На данной станции есть воинское захоронение.

Индивидуальная могила летчика, командира звена 513-го истребительного авиационного полка, лейтенанта Панченко Поликарпа Зиновьевича, погибшего в воздушном бою защищая станцию 18 июля 1942 года. В Шепелево заслужено чтят и помнят погибшего. Но вот через шесть дней, а именно 24 июля 1942 года, здесь же на станции, в результате вражеской бомбежки погибли и были захоронены еще шесть бойцов 1-й железнодорожной бригады, все с 32-го отдельного мостового железнодорожного батальона:

1.Пискунов Василий Захарович, 1921.

2.Тульпаков Петр Георгиевич, 1897.

3. Додюшкин Андрей Афанасьевич, 1903.

4.Панченко Прокофий Николаевич, 1919.

5.Афанасьев Иван Максимович, 1920.

6. Строчков Николай Егорович, 1921.

И опять, по непонятным причинам, нахожу только двух последних в Книгах Памяти Калужской области. Бойцы числятся как захороненные в братской могиле на мехзаводе.

Разъезд Сосенка (Карьер). 16 августа 1942 года здесь подверглись бомбардировке эшелоны 173-й стрелковой дивизии, которая передислоцировалась с Западного на Сталинградский фронт. Погибли:

1.Сагитов Бай-Магомет, 1912.

2.Овчинников Дмитрий Матвеевич,1897.

3.Иванов Анатолий Степанович,1922.

4.Иштучанов Евгений Архипович,1913.

5. Судаков Георгий Филатович,1917.

6.Панюнин Дмитрий Владимирович,1923.

Станция Козельск. При всем моем большом желании установить фамилии всех погибших на станции, либо похороненных рядом с ней, до конца этот вопрос решить вряд ли удастся. Поэтому сейчас остановлюсь пока только на погибших с 1-й железнодорожной бригады 18 августа 1942 года. В результате бомбежки станции погибли и пропали без вести трое бойцов бригады:

1.Иванов Дмитрий Иванович, 1908 – в донесении значится как похороненный в братской могиле на кладбище г.Козельска, но в списках там не значится.

2.Палло Иван Иосифович, 1919.

3. Васильев Николай Григорьевич, 1920.

Последние двое числятся как пропавшие без вести после бомбежки. Но ведь нередки и случаи, когда от разрыва снаряда, а тем более бомбы, от человека фактически ничего не остается. В любом случае из троих никто по Козельску как погибшие либо пропавшие без вести не значатся.

Следующая, после Козельска, станция Рядинки.

Также как и по станции Козельск не беру 1941 и другие года. Для примера все та же 1-я железнодорожная бригада. 17 августа 1942 года бомбардировка вражеской авиацией станции Рядинки. Погибли бойцы 1-й ж.д. бригады:

1.Сербай Петр Платонович

2.Чухов Иван Карпович,1920, похоронены у д.Бобровка.

3.Ковыршин Алексей Никитович, похоронен на краю села. Данные фамилии в списках захороненных на территории района, а также в Книге Памяти Калужской области отсутствуют.

На станцию Музалевка и далее не поедем, хотя там есть о чем рассказать, оставим это исследователям Сухинического района.

Что касается  железнодорожной ветки от Козельска на Белев.

Станция Слаговищи. Кого хоронили у станции, вписали в захоронение, братскую могилу, расположенное в селе Слаговищи? Сейчас уже трудно будет отделить умерших от ран и погибших от бомбежек на станции.

Станция Киреевская.  Здесь, как и со станцией Слаговищи, при составлении Книги Памяти и списков, особо не разбирали, вписав всех в братскую могилу по месту расположения села. Хотя часть погибших была захоронена на станции:

1.Евстигнеев Данил Евстигнеевич,1908 – 103-я танковая бригада, убит при бомбежке станции 4 мая 1942 года. Похоронен там же.

23.08.1942 убиты при бомбежке станции бойцы 2-го гвардейского минометного полка РГК. Захоронены там же:

1.Кобыляцкий Евгений Иванович, 1911.

2.Лычагин Николай Яковлевич, 1915.

3.Голобохих Иван Степанович, 1917.

4.Котельников Федор Семенович, 1912.

Эти фамилии погибших и похороненных на станции не внесены в списки братских могил и Книгу Памяти Калужской области. Вот такая небольшая экскурсия по железной дороге Козельского района. Осталась пропущена лишь станция Тупик, но в донесениях она уже шла как город Козельск и отдельных сведений по погибшим на ней у меня пока нет.

Все приведенные данные мною приведены здесь только для примера. Это эпизоды одного дня. А станции подвергались бомбардировке если и не ежедневно, то с регулярной частотой. И продолжалось это все по 1943 год включительно. Бомбардировки вражеской авиацией наших станций осуществлялись  и днем и ночью, при любой погоде. Каждая из названых станций заслуживает отдельной темы, как мы это сделали по Мышбору.

Если читателей заинтересует, мы расскажем о каждой станции подробней.

Сейчас мы, если так можно выразиться, проехали по железной дороге. От станции к станции, поднимая только один вопрос, неучтенных захоронений.

Но есть еще и автомобильные дороги и проселочные, по которым также можно совершить маршрут, от деревни к деревне. По каждой деревне района найдется что рассказать.

Решение за читателями и авторами энциклопедии Козельска.

 

О.Федосеев, февраль-март 2011 года.

 

 

 

 Окончание. Начало здесь.

 
Разъезд Мышбор, далее везде. Неизвестные страницы войны на козельской "железке". 1941-1942 годы. (Часть 1) E-mail
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
29.03.2011 08:51

 

 

РАЗЪЕЗД МЫШБОР, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ...

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЙНЫ НА КОЗЕЛЬСКОЙ "ЖЕЛЕЗКЕ". 1941-1942 ГОДЫ.

Вопросов больше, чем ответов. Их могут дать поисковики и сотрудники музеев.

 

Часть 1. Продолжение здесь.

 

История Великой Отечественной войны, несмотря на тот большой и постоянно развивающийся интерес к событиям уже почти 70-летней давности, не позволяет нам сказать, что мы с каждым годом знаем о ней больше. Это в полной мере относится и к военной истории на территории Козельского района. Вопросов больше чем ответов. Стоит только затронуть один вопрос, как тут же при его разрешении вытягивается цепочка новых,  выводящих на всё более новые темы. Вот только один свежий пример, подтверждающий ставшую уже непреложной истину.

Наш автор – поисковик и обозреватель военных вопросов Олег Юрьевич Федосеев совсем недавно вышел на две мало, или даже совершенно неизвестных, темы, имеющие отношение к военной истории восточной части Козельского района,  которая граничит с Суворовским районом соседней Тульской области.

С ними он нас сегодня и знакомит.

 

Олег Федосеев

 

ПАРТИЗАНСКИЙ УГОЛ - МЫШБОР

 

Есть у нас в Козельском районе железнодорожная станция, скорее полустанок, разъезд  МЫШБОР, который находится на перегоне Козельск – Суворов железной дороги Сухиничи - Тула. Ничем с виду не примечательная точка, которую и на карте-то не сразу найдёшь.  Название  у неё необычное, чем, собственно, разъезд Мышбор и привлекает к себе туристов.

Разъезд Мышбор, фото с сайта экстремальных путешественников

 

Между тем, это место тесно связано с историей Великой Отечественной войны на территории Козельского района, прежде всего с развернувшимся здесь во время временной оккупации партизанским движением.

Почему-то всегда, когда речь идёт о действиях партизан в Козельском  районе, редко услышишь что-то вразумительное. Скромно упоминается, что козельцы участвовали в партизанском движении  в тульских либо смоленских и брянских партизанских отрядах. Единственное, более подробное описание партизан – козельцев нашел я в воспоминаниях нашего земляка краеведа А.М. Рябова, в частности, об их действиях в районе Березического стеклозавода.

Кто-то из старожилов еще упомянул о небольшой группе гражданского сопротивления, действовавшей в районе д. Сосенки. Этот небольшой отряд под давлением воинских подразделений оккупационного режима вынужден был уйти глубже в леса. Благо оккупация длилась не столь продолжительный срок и фашистам не удалось её полностью уничтожить.

Между тем, был один район, где развернулись активные, фактически полномасштабные партизанские действия. Это район станции Мышбор. Именно с этим местом связана та страница военной летописи Козельска, которую, без преувеличения, можно назвать партизанской.  И, надо признать, станция Мышбор хорошо заметна на этой странице.

В октябре 1941 года Мышбор оказался на острие внимания партизан, на территории района их активных действий, составляя своеобразный его «партизанский угол».

Итак, что мы знаем?

Населённый пункт Мышбор известен ещё с XVII века, так, например, он упоминается в документах, описывающих Лихвинские засеки Большой засечной черты Московского государства. В разное время Мышбор (Мыжбор) являлся деревней, сельцом, наконец, селом. Была здесь каменная церковь, построенная в XVIII веке на средства В.И. Чичерина, существовал и пространный приход. Особенностью расположения Мышбора является то, что это место очень давно оказалось на административной границе уездов и даже губерний. Позднее – на границе районов и областей. Вот и теперь фактически Мышбор большей своей частью находится в Тульской, но часть села лежит в Козельском районе Калужской области. Административная граница, похоже, проходит через село, поэтому даже электронные карты «Яндекса» путаются. Выдают Мышбор и по Суворовскому, и по Козельскому району. Такой вот пограничный казус.


Юго-восточная часть Козельского района, граница с соседними уездами,

список населённых пунктов, Фрагменты документов различного времени.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Козельцы-герои Советского Союза (Часть 2) E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
27.03.2011 10:01

В.Ф. Самохин

КОЗЕЛЬЦЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Часть II (начало, часть I см. здесь)

 

Потапов Сергей Иванович - командир звена 15-го гвардейского Невского штурмового авиационного полка 277-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии лейтенант.

Родился 23 сентября 1920 года в деревне Слободка Козельского района Калужской области в семье служащего. Русский. Жил в городе Владимир. В 1939 году окончил 10 классов средней школы и аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Служил в запасном авиационном полку, где освоил штурмовик Ил-2.

На фронте с июля 1943 года. Был старшим лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, в боях по снятию блокады Ленинграда, в освобождении Ленинградской области, в боях на Карельском перешейке, в Эстонии и в Восточной Пруссии. Командир звена 15-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант Потапов к октябрю 1944 года совершил 146 боевых вылетов, из них: на штурмовку огневых позиций и оборонительных сооружений – 69, автотранспорта и эшелонов – 25, артиллерийских батарей, обстреливающих Ленинград – 20, на разведку и свободную «охоту» - 31. В результате штурмовых атак им лично повреждено и уничтожено: 7 танков, 2 бронетранспортёра, 2 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, 1 артиллерийский железнодорожный транспортёр, 13 полевых орудий, 32 автомашины, 3 склада с боеприпасами, 8 зданий, превращённых в оборонительные сооружения, 18 орудий зенитной артиллерии, 25 миномётных точек, 5 пулемётных гнёзд, 3 дзота, 14 повозок и до 500 солдат и офицеров противника. Кроме этого в группе было сбито 8 самолётов в воздушных боях и 15 уничтожено на земле. Всего с июля 1943 года по конец марта 1945 года совершил 186 успешных боевых вылетов. Боевой путь закончил в Восточной Пруссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Потапову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6225).

После войны продолжал службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), в 1955 году – Военно-воздушную академию. Служил в 159-м гвардейском штурмовом авиационном полку Одесского военного округа заместителем и командиром полка.

С 1957 года полковник С.И. Потапов — в запасе. В 1964 году окончил Одесский государственный университет. Работал старшим диспетчером службы движения авиапредприятия. Жил в городе Одесса. Умер 20 декабря 1990 года. Похоронен в Одессе.

Награждён орденом Ленина (19.04.45), 3 орденами Красного Знамени (03.03.44; 12.09.44; 07.11.44), орденом Александра Невского (28.03.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.06.44; 06.04.85), орденом Отечественной войны 2-й степени (22.02.45), медалями «За боевые заслуги» (15.11.50), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

Потапов С.И, освоив грозный штурмовик Ил-2, 29 июля 1943 года в звании сержанта прибыл в 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк, несущий боевую вахту в небе Ленинграда. Были дни, когда он по 2-3 раза поднимал в воздух свой грозный Ил-2. Вскоре Потапов стал гвардии младшим лейтенантом, ведущим пары штурмовиков.

В январе 1944 года Ленинградский фронт перешел в наступление. Гвардии младший лейтенант Потапов, произвел  29 боевых вылетов по сопровождению танковых групп и подавление противотанковых и артиллерийских средств, был награждён орденом Красного Знамени и стал командиром звена.

В мае-июне 1944 года в боях на Карельском перешейке гвардии лейтенант Потапов произвёл более 10 боевых вылетов на перспективное фотографирование оборонительной линии финнов. Всего в ходе боёв на Карельском перешейке Потапов совершил 52 боевых вылета, за что был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени.

Ещё один орден Красного Знамени гвардии лейтенант Потапов получил за освобождение Эстонии, в небе которой он совершил 28 боевых вылетов.

В октябре 1944 года за 146 успешных боевых вылетов гвардии лейтенант Потапов был представлен к званию Героя Советского Союза.

В январе-апреле 1945 года ставший командиром эскадрильи гвардии старший лейтенант Потапов участвовал в штурме города-крепости Кёнигсберг и остатков фашистских войск на Земландском полуострове, за что был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Александра Невского. К концу войны Герой Советского Союза С.И.Потапов совершил на «летающем танке» Ил-2 186 боевых вылетов.

Пронин Василий Дмитриевич 10.4.1945 г.– командир взвода 124-го отдельного танкового полка 52-й армии 1-го Украинского фронта, лейтенант.

Родился 10 июля 1921 года в деревне Грива ныне Козельского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1945 года. В 1936 году переехал в Москву. В 1939 году после окончания 10 классов поступил работать на металлургический завод учётчиком. Учился на токаря, но был призван в армию.

В Красной Армии с 1940 года. После присвоения сержантского звания Пронин был назначен командиром пулемётного расчёта. В мае 1941 года его часть перебросили из-под города Иркутска в Белоруссию.

На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Первый бой пулемётчик Пронин принял в июле 1941 года, защищая переправу на Днепре. Метко косил он гитлеровских автоматчиков, бегущих с засученными рукавами вслед за танками. Несколько раз вынуждал их залечь. Но танковая лавина обошла позиции защитников стороной и зашла в тыл. С остатками роты, в которой было теперь не больше взвода, Пронин отходил всё дальше и дальше на восток.

В октябре 1941 года рота заняла оборону в районе города Малоярославец. После авиационной бомбёжки на позиции роты пошло более 30 вражеских танков, позади которых двигалась пехота. Пронин, взяв бутылки в горючей смесью, вылез из окопа и, пробежав по полю несколько десятков метров, залёг в воронке. Когда танк стал огибать воронку, он метнул одну за другой 3 бутылки. Страшный взрыв потряс танк до основания. Бронебойщики и противотанковые орудия остановили продвижение остальной лавины танков.

В конце 1941 года Пронина, пехотинца-пулемётчика, неожиданно направили учиться на танкиста. В 1943 году он окончил Саратовское танковое училище, после которого командовал танковым взводом на Волховском фронте.

В одном из боёв танк Пронина в атаке на безымянную высоту уничтожил 2 фашистских артиллерийских орудия и 2 танка. Но и танк Пронина был подбит, а сам он потерял сознание. Через 3 месяца после госпиталя вернулся в свою часть.

В январе 1945 года на польской земле путь танковому полку преградила река. Пронин с тремя другими экипажами получил задачу овладеть переправой и обеспечить продвижение всей группировки. 4 танка на предельных скоростях устремились на батарею. Пронин поймал в прицел противотанковую пушку. Взрыв поднял в воздух колёса. Под маскировочной сеткой Пронин увидел 2 танка. Залп. Огненное облако сорвало башню с одного из них. После этого танк наехал на пушку и отутюжил траншеи с засевшими в них солдатами. В том бою 4 наших танка уничтожили 10 фашистских орудий, 4 танка, захватили 30 бронетранспортёров, десятки автомашин, уничтожили много фашистских солдат и офицеров. Всего в боях с 12 по 24 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции Пронин преодолел 6 водных преград, участвовал в освобождении городов Радомско и Титшен (Польша). Одним из первых на своём танке Пронин ворвался в город Бернштадт (Берутов, Польша).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Василию Дмитриевичу Пронину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4630).

После войны В.Д.Пронин продолжал службу в армии. В 1949 году окончил Высшую офицерскую бронетанковую школу. С 1962 года полковник В.Д.Пронин в запасе. Жил в городе Москве. Работал в городском военкомате. Умер 19 марта 2002 года.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

 

Трубин Иван Степанович - командир танка 288-го танкового батальона 97-й танковой бригады (12-й танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Брянский фронт), старший сержант.

Родился 25 ноября 1918 года в деревне Алешня ныне Козельского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Работал трактористом в колхозе.

В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Западном, Воронежском, Брянском и Центральном фронтах. Участвовал в обороне Смоленска. Позже был направлен в тыл для обучения молодого пополнения. Вновь на фронте с июня 1942 года. Участвовал в Острогожско-Россошанской и Харьковской наступательных операциях, в том числе в овладением городом Чугуев и посёлком Валки Харьковской области.

Командир танка 288-го танкового батальона 97-й танковой бригады 12-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Брянского фронта старший сержант Трубин отличился в ходе Орловской наступательной операции.

19 июля 1943 года в боях за деревню Изотово на подступах к станции Золотарёво Трубин меткими выстрелами уничтожил два противотанковых орудия и подавил миномётную батарею противника. В этом же бою лёгкий советский танк Т-70, которым командовал Трубин, имеющий на вооружении пушку калибра 45 миллиметров, атаковал немецкий тяжёлый танк Т-VI («тигр») с 88-миллимитровой пушкой и уничтожил его.

Продолжая наступление, 20 июля 1943 года 97-я танковая бригада попыталась с ходу овладеть деревней Троицкое (Орловская область), но наткнулась на яростное сопротивление гитлеровцев. Необходимо было вскрыть вражескую систему обороны и для разведки боем выслали три танка, в том числе танк Трубина. В результате атаки Трубин выявил систему вражеской обороны, пробился в тыл врага, уничтожил немецкое самоходное орудие и более сотни гитлеровцев, десять автомашин с военным снаряжением. В паре с другим Т-70 он вынудил противника отступить, захватил 10 автомобилей, 1 пушку и пленил до 30 солдат и офицеров противника.

22 июля 1943 года танковый батальон, в котором воевал старший сержант Трубин, накануне сломив сопротивление противника на рубеже реки Оптушка, продвинулся на 15 километров в направлении населённых пунктов Суходол и Ильинское. При атаке села Суходол в танк старшего сержанта Трубина попало 2 бронебойных снаряда. Весь экипаж погиб...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1943 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему сержанту Трубину Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды.

Похоронен в братской могиле в деревне Юдино Залегощенского района Орловской области. В городе Козельск и посёлке Залегощь его именем названы улицы, на территории сахарного завода в Залегоще установлен бюст Героя.

Особое задание: любой ценой уничтожить - выполнил!

 

Богачёв Иван Семенович – родился в 1918 г., в д. Костешово Козельского р-на, Калужской обл., русский. В ходе Сталинградской битвы, на территории бывшего хутора Нижний Акатов, 22  (28) августа 1942 года на горящем Ил-2 таранил мостовую переправу фашистов и погиб командир звена 688 шап, 228 шад 8 ВА лейтенант Богачёв Иван Семёнович (1918-1942).

17 августа 1942 года ударные группировки 6-й немецкой армии прорвав оборону 4-й танковой армии Сталинградского фронта, вышли к Дону и в двух местах – у хутора Нижний Герасимов – захватили плацдармы на восточном берегу. Достроив захваченный свайный деревянный мост у хутора Нижний Акатов, гитлеровцы начали переправлять через Дон танки. Под ударом оказалась железнодорожная линия Сталинград – Москва.

Из центрального архива Министерства обороны СССР: «На ваш запрос сообщаем, что летчик 688 штурмового авиационного полка лейтенант Богачев Иван Семенович, выполняя задачу по уничтожению переправы через р. Дон в районе Нижний Акатов, был подбит истребительной авиацией противника. На горящем самолете Богачев предусмотрительно врезался в переправу и, разрушив ее, выполнил боевое задание. (Основание: оп. 143447 сс, д. 1 л.3)».

Иван Семенович Богачев родился в 1918 году в деревне Костешово Козельского района Смоленской (ныне Калужской) области. Рано остался без отца. Школа. Комсомол. Мечта стать летчиком. В 1934 году переезд к дяде в Краматорск. Мечта сбывается: аэроклуб, летняя школа, годичные курсы в Луганске и в 1938 году назначение – инструктором в Челябинское военное авиа училище. С ноября 1941 по апрель 1942 года в составе 622-го ночного лёгкого бомбардировочного авиаполка, сформированного на базе Челябинского авиаучилища, вооруженного самолетами Р-5, лейтенант Иван Богачев сражался под Москвой, на Калининском фронте. Здесь он совершил 107 ночных, успешных вылетов.

В июле 1942 года, переучившись на самолеты ИЛ-2, личный состав 688-го штурмового авиаполка был направлен под Сталинград, в состав 228 шад 8 ВА. С боевыми товарищами Иван Богачев громил врага под Калачём, Котельниково, в малой излучине Дона. О его, последнем боевом, вылете нам рассказал в своем письме бывший механик ИЛ-2 688-го ШАП Алексей Гаврилович Твердохлебов: «В тот августовский день 1942 года был выделен самолет, который обслуживал я. Утром подвесили под плоскости две бомбы по 250 килограммов. С такими бомбами очень редко вылетали на боевые задания. Часов в одиннадцать привезла полуторка летчика. Им был Иван Богачев. Я доложил, что к полету самолет готов. Он сел в кабину, завел двигатель, опробовал, а я лежал на плоскости, держась за ствол пушки. Так мы подрулили с ним на взлетную полосу. Всегда так механики сопровождали летчиков до взлета. Прощания не было. Да и в голове у меня не было, чтобы Иван не вернулся. Самолет долго бежал по полосе. Тяжело оторвался. Позже истребители рассказали, что Иван врезался в немецкую переправу через Дон. Своей жизнью он уничтожил мост и переправлявшихся фашистов с их танками. Позже я узнал, для чего вешали такого калибра бомбы. Ведь это было особое задание: любой ценой уничтожить…»

Восстановить уничтоженный мост фашистам не дала 214-я стрелковая дивизия. Она вышла на подступы к высоте 56,8 и получила возможность артиллерийским огнем контролировать район Нижне-акатовской переправы. Фронт в этом месте стабилизировался и сохранил позиции до победных дней ноября 1942 года.

8 февраля 1943 года 688-й штурмовой авиаполк в числе первых двух наиболее отличившихся в Сталинградских боях был преобразован в 59-й гвардейский. На митинге, посвященном этому событию, прозвучали имена тех, чьи подвиги, завоевали полку почётное звание «Сталинградской гвардии». Имя Ивана Богачева было первым.

Звание Героя Советского Союза лейтенанту Богачеву И.С. не было присвоено. Решением этой проблемы, можно было бы заняться нашей администрации, к 70-летию начала Великой Отечественной войны. Видимо у однополчан в своё время ничего не получилось с восстановлением справедливости.

 

Некоторые источники и литература

Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988

Герои и подвиги. Саратов, 1966

Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988

Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. Калуга,1963

Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 2. М.: Политиз,1990.

Золотые Звёзды. Днепропетровск: Промiнь, 1967

И генерал, и рядовой. Днепропетровск: Промiнь, 1983

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970.

 

Конец. Начало здесь.

 
Козельцы-герои Советского Союза (Часть1) E-mail
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
27.03.2011 07:35

Представляем нашего автора.

 

Василий Федорович САМОХИН, уроженец д. Полошково Козельского района, генерал-майор в запасе, доктор педагогических наук, профессор, Секретарь Ученого Совета Военной академии связи, город Санкт-Петербург.

 

В.Ф. Самохин

КОЗЕЛЬЦЫ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Часть I.

За годы Великой Отечественной войны Козельский район стал подлинной ЗЕМЛЁЙ ГЕРОЕВ, 78 козельчан стали кавалерами орденов Славы. По неполным данным из козельцев вышли более 10 Героев Советского Союза. Почему наше знание неполное,  потому, что одни из героев были рождены и призывались в армию нашим военкоматом, другие  призывались у нас, хотя родились в других местах.  Были и такие, кто родился в  наших местах, а призывался в других. В альманахе «Злой град», подготовленном к 60-летию Победы, в очерке Владимира Ильина «Козельская эпопея. Война прошла не краем», например, упомянуты 8 козельцев – героев Советского Союза. Это пулеметчик пехотинец старший сержант Алёшин Андрей Васильевич, из д. Новоселки (полный кавалер ордена "Славы", за форсирование Днепра); пулеметчик Пронин Василий Дмитриевич из д. Грива (участник Парада Победы); танкист старший сержант Трубин Иван Степанович из д.  Алешня (погиб 22 июля 1943 года в боях за город Чугуев на Курской дуге); лейтенант Буканов Иван Александрович из Новые Казачьи (посмертно);  Засорин И.М. (участник форсирования Днепра и Парада Победы); Кузин А.Н. из д. Трошны (участник форсирования Днепра и Парада Победы); Паршин Виктор Степанович из Козельска, (подбил в одном бою 7 танков, погиб 14 ноября 1943 в боях на Днепре);  пилот-гвардеец Потапов Сергей Иванович, уроженец Козельска  (за освобождение Восточной Пруссии) (см. В. Ильин «Козельская эпопея.Война прошла не краем»//Злой град. Альманах. Козельск 2005. С. 39-61).

Сегодня, в год 70-летия освобождения Козельска от немецко-фашистских захватчиков, мы называем ещё несколько имён героев, достойных того, чтобы ими гордился город Козельск – Город Воинской Славы. Это АВДОШКИН СЕМЁН ЕГОРОВИЧ, уроженец села Волосово.

Среди летчиков, совершивших «огненный таран», вспоминают летчика лейтенанта БОГАЧЁВА ИВАНА СЕМЁНОВИЧА, из д. Костешово, совершившего подвиг 28 августа 1942 года и до сих пор не являющегося Героем Советского Союза по оплошности чиновников. Разве это не повод для местной администрации, чтобы  возобновить представление его к должному званию, раз уж у однополчан ничего не получилось.

Кроме того, Великая Отечественная война была частью Второй мировой войны. Были ещё и Халхин-Гол, и Финская кампания.  И там тоже были козельцы – Герои Советского Союза. Например - комиссар полка летчик Д. БАЛАХНОВ, севший на лед, чтобы спасти товарища с подбитого самолета, и не сумевшего взлететь. Так что вопрос о козельцах – героях Советского Союза остается открытым.

Приглашаю к совместным поискам краеведов и школьников с учётом того, что нам известно о ГЕРОЯХ - КОЗЕЛЬЦАХ, к настоящему времени.

 

Подробнее...
 
« ПерваяПредыдущая1112131415161718СледующаяПоследняя »

Страница 16 из 18