Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

МОНГОЛЬСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКА E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг.
28.01.2016 17:48

 

Олег Федосеев

 

МОНГОЛЬСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКА

Приглашение к разговору о наследниках Бату

 

Увлечённость историей участия монгольского народа в истории Козельска зародилась у меня много лет тому назад. Ещё в школе, когда изучали знаменитые события, связанные с героической обороной города-крепости Козельска от полчищ хана Батыя, повстречались мне монголо-татары. Следующий раз они овладели моими мыслями уже тогда, когда я увлёкся историей Великой Отечественной войны. (смотри). Оказалось, что помощь от монголов несколько раз получали наши войска, воевавшие с гитлеровцами под Козельском. В своих воспоминаниях об этом писал, например, маршал И.Х. Баграмян (здесь), а также многие другие участники Великой Отечественной войны.

 

Братский народ, первым откликнувшийся на нашу беду


Монгольская Народная Республика (МНР) одна из первых, уже 22 июня 1941 г., выразила не на словах, а на деле полную поддержку Советскому Союзу, на который напали фашисты. Добровольцами, ушедшими на фронт, например, стали многие монгольские студенты, учившиеся в то время в вузах разных городов СССР.

Территория МНР была предоставлена для размещения Советской войск, например, 17-ой Армии. В Монголии также было принято решение об увеличении собственных вооруженных сил республики более чем в четыре раза, что стало значительным сдерживающим фактором Квантунской армии Японии, готовящейся к нападению на СССР. Это позволило также высвободить часть дальневосточных дивизий РККА для использования их на западном направлении.

 

На содержание своей армии Монголия тратила более половины годового бюджета, но, не смотря на это, оказывала еще и экономическую помощь СССР. Нам было передано, например, значительное количество денежных средств, большая часть из которых безвозмездно поступила от простых жителей МНР. В течение всей войны с территории Монголии в СССР шли эшелоны с продовольствием, зимней одеждой, скотом, и с так необходимыми на фронте лошадьми, которых в течение войны было поставлено свыше 500 тысяч.

На средства, собранные жителями Монголии были построены и переданы Красной Армии танковая колонна и эскадрилья истребителей.

 

Монгольские лошади под Козельском

 

В декабре 1942 г. части армий Западного фронта посетила делегация представителей Монгольской Народной Республики во главе с премьер-министром, героем и маршалом МНР Хорлогийном Чойбалсаном.

16 декабря делегация приехала в 16-ю Армию, и разместились в селе Радождево. Ранее это село входило в состав Козельского уезда, но с образованием Сухиничского района отошло к нему. Радождево делегацией было выбрано совсем не случайно, в тот период там размещался штаб 16-й Армии. Монгольские гости приехали не с пустыми руками. Они привезли с собой большое количество теплых вещей и других подарков для вручения советским бойцам. Привезённые монгольской делегацией подарки были распределены между соединениями и частями армии, оборонявшими передний край. Особенно кстати оказались добротные теплые вещи, так необходимые бойцам в окопах на передовой.

Вечером 17 декабря в торжественной обстановке была организована встреча командного и политического состава армии с делегацией. На этом вечере маршал X. Чойбалсан выступил с речью, а также наградил отличившихся в боях разведчиков 11-й гвардейской дивизии монгольскими орденами. Вечер закончился выступлением армейского ансамбля песни и пляски, который очень понравился гостям.

18 декабря делегация Монгольской Народной Республики выехала в части и соединения армии. В этот день она побывала в 1-м гвардейском кавалерийском корпусе. Несмотря на мороз, конногвардейцы организовали конноспортивные состязания. Они, продемонстрировав гостям высокий класс рубки, мастерство в преодолении сложных препятствий, а также лихую джигитовку. Всё это вызвало нескрываемое восхищение у гостей.

Перед развернутым строем маршал X. Чойбалсан вручил 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу Красное знамя Монгольской Народной Республики. Затем строй конников лихим галопом проскакал перед импровизированной трибуной.

19 декабря монгольская делегация во главе с маршалом Чойбалсаном посетила передний край нашей обороны на одном из участков фронта. Здесь, со специально подготовленного наблюдательного пункта, делегации было продемонстрировано внезапное огневое нападение нескольких артиллерийских полков и частей гвардейских минометов на один из опорных пунктов обороны противника. После чего он был атакован и занят одним усиленным стрелковым батальоном при поддержке роты танков. Этот боевой эпизод произвёл на монгольских друзей большое впечатление.

20 декабря состоялся прощальный вечер и ужин для дорогих гостей.

Утром 21 декабря делегация дружественной Монгольской Народной Республики во главе с маршалом Чойбалсаном выехала из 16-й Армии в Москву. Перед отъездом маршал обещал по возвращении на родину направить для укомплектования 16-й Армии 1500 лошадей. Уже через месяц в 16-ю Армию пришла большая партия лошадей монгольской породы.

 

Танковая колонна «Революционная Монголия»

 

Монголия. Мемориальный комплекс Зайсан. Танк Т-34 «Революционная Монголия». Фото отсюда.

 

Вначале расскажу предысторию.

Летом 1941 г. в Приморском крае началось формирование 112-й танковой дивизии. Основой дивизии послужили части двух танковых бригад, прославившийся в боях у о. Хасан и на Халхин-Голе в Монголии. К середине октября 1941 г. дивизия была окончательно сформирована и 20 октября началась погрузка эшелонов для отправки на фронт. По прибытии на Западный фронт дивизия сразу вступила в оборонительные бои на Тульском направлении. С началом контрнаступления Советских войск под Москвой, 112-я танковая дивизия оказалась в первых рядах наступающих. Ее подразделения освободили от фашистов многие населенные пункты, среди них и Ясную Поляну. В дальнейшем, 112-я танковая дивизия стала главной ударной силой группы генерала Попова в наступлении на Калугу. Уже 21 декабря ее передовые части вышли на подступы к городу, где завязались тяжелые бои, продолжавшиеся больше недели. 30 декабря 1941 года Калуга была освобождена.

112-я танковая дивизия, за боевые заслуги, была удостоена ордена Красного Знамени.

В январе 1942 г. дивизия была преобразована в танковую бригаду. Все преобразования проходили на ходу, в боях, в наступлении на Юхновском направлении. До июня 1942 г. 112-я танковая бригада входила в состав 50-й Армии. В июне 1942 г. она воевала в составе 10-й Армии, а с июля месяца вошла в состав 16-й Армии Западного фронта.

В августе 1942 г. 112-я танковая бригада приняла самое активное участие в отражении немецкого наступления «Смерч» на Козельском направлении. Благодаря воинам 112-й танковой бригады, а также бойцам 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, была остановлена армада немецких танков на ближайших подступах к Козельску на плацдарме в районе Дретово Козельского района. Произошло это всего в 17 км от города.

В случае прорыва этой обороны угроза вторичной оккупации для Козельска стала бы реальностью. Поэтому город в эти дни активно готовился к защите и отражению атаки противника. На строительство оборонительного рубежа по периметру города, особенно с юго-западного направления, было выведено все трудоспособное население. Рылись противотанковые рвы, окопы, устанавливались заграждения. Не исключая развития трагических событий, оборонительные сооружения возводились и в самом городе, на случай уличных боев.

Заслуживают отдельного описания боевые действия 112-й танковой бригады в районе Дретово. Приведу здесь лишь краткую их хронологию.

14 августа 1942 г. части бригады заняли оборону на Дретовском плацдарме с задачей не допустить прорыва танков противника и его живой силы в район Дретово и район Кричины. А уже в 14.00 часов 15 августа противник начал наступление в направлении Дретово.

В течение десяти дней 112 тбр, ведя ожесточенные бои, находилась в данном районе. 24 августа 1942 г. бригада была выведена из боев и сосредоточилась в овраге в 2 км северо-восточнее Меренищи.

112-й ордена Красного Знамени танковой бригадой за август месяц 1942 г. было уничтожено 43 танка и 431 солдат и офицер противника. Свои потери составили 251 человек (116 убитыми, 98 по ранению, 37 пропало без вести). Было потеряно 32 танка, из них 16 безвозвратно.

С 15 по 20 августа в период самых ожесточенных боев на Дретовском плацдарме было потеряно 23 танка, из них 13 безвозвратно.

В декабре 1942 г. 112-я танковая бригада была выведена под Наро-Фоминск для укомплектования. Там же 12 января 1943 г. произошла торжественная передача 112-й ордена Красного Знамени танковой бригаде танковой колонны «Революционная Монголия» построенной на средства собранные жителями этой братской республики. 32-танка Т-34 и 21 танк Т-70 были преданы танкистам монгольской делегацией, возглавлял которую лично премьер-министр МНР, маршал Х.Чойбалсан.

Маршал Х. Чойбалсан передает воинам бригады танковую колонну «Революционная Монголия». 1943 г. С сайта.

 

Танкисты бригады за годы войны полностью оправдали такую честь. Участвуя во многих боевых операциях и пройдя с боями до Берлина, бригада заслужила звание Гвардейской, при этом соединение удостоилось многих заслуженных наград.

 

Эскадрилья «Монгольский арат»


 

Памятник авиаэскадрилье "Монгольский Арат" в Улан-Баторе. Построен в 1985 г. в честь 40-летия великой победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Фото М.Цогтгэрэл. Фото отсюда.

 

В июле 1943 г. перед началом Орловской наступательной операции ближе к линии фронта были подтянуты все возможные для участия в операции части и резервы. Среди прочих частей, в район Козельска была передислоцирована   вновь сформированная 322-я истребительная авиационная дивизия. В ее состав входил 2-й гвардейский истребительный авиационный полк, местом дислокации которого стал аэродром города Козельска, на который полк перелетел 11 июля 1943 года. В отличие от только сформированной дивизии этот авиационный полк имел богатую, еще довоенную боевую историю. Сформирован был в 1938 г. как 23-й истребительный авиационный полк. На начало войны базировался под Львовом. Уже 22 июня 1941 г. летчики полка вступили в воздушный бой с фашистскими захватчиками, совершив 124 самолёто-вылета и сбив три самолета противника. Но и сам полк понес значительные потери, при этом потеряв большую часть самолетов на земле от бомбардировок авиации противника. В июле 1941 г. остатки полка участвовали в обороне Киева и тогда же были выведены на переформирование. В сентябре 1941 г. полк был переформирован в 526-й истребительный авиационный полк. Действовал полк с октября 1941 до августа 1942 г. на Волховском фронте в составе ВВС 52-й Армии.

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 6 декабря 1941 г. полк был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк.

С 25.10.1942 г. полк принимал участие в боевых действиях в составе 215-й истребительной авиационной дивизии на Калининском фронте.

С июля 1943 г. вошел в состав 322-й истребительной авиационной дивизии, которой, в том числе и ее 2-му гв. иап, предстояло действовать в полосе 11-й гвардейской Армии. Передовая линия фронта в полосе действий которой, располагалась всего в 40 км от Козельска.

12 июля 1943 года 11-я гвардейская Армия перешла в наступление с задачей прорвать линию обороны противника на участке Восты, Жуково, с целью выйти на железную дорогу Орел — Брянск в районе Хотынца, тем самым перерезая главную коммуникацию, питающую орловскую группу войск противника, и создавая им угрозу окружения. В задачи истребительной авиации входило прикрытие боевых порядков наших наступавших войск, успешно взламывавших оборону противника.

В 6 часов 25 минут 12 июля 1943 г. первая группа из 18 самолетов Ла-5, 2-го гв. иап во главе с командиром полка капитаном А. П. Соболевым вылетела с аэродрома Козельска на прикрытие перешедших в наступление частей 11-й гвардейской армии. Самолеты полка постоянно находились в воздухе над нашими войсками. Со второй половины дня завязались первые воздушные бои с самолетами противника, а к исходу дня был открыт новый счет   воздушным победам летчиков-гвардейцев – был сбит вражеский истребитель.

Аэродром Козельска располагался на окраине города, рядом с железнодорожной станцией, поэтому, помимо основной задачи по прикрытию частей нашей наступающей армии, перед 2-м гвардейским авиационным истребительным полком командованием дивизии была поставлена задача: прикрыть город и железнодорожную станцию Козельск. Район Козельска противник держал под наблюдением непрерывно.

Регулярно немецкие самолеты-разведчики проходили над городом и станцией на больших высотах, а ночью противник бомбил железнодорожную станцию и город. Все это происходило на глазах наших летчиков, но сделать они ничего не могли, т.к. не было пилотов, подготовленных для ночных полетов на самолетах Ла-5, на которых летали в полку. Тогда было принято решение сбивать днем самолеты-разведчики, а без их данных будут ограничены и ночные бомбардировки.

Задание было поручено одному из лучших летчиков полка заместителю командира эскадрильи гвардии младшему лейтенанту А.И. Майорову, летавшему в паре с ведомым, младшим лейтенантом Н.М.Бажановым.

13 июля, уже с утра, они находились в своих самолетах на аэродроме, в состоянии полной боевой готовности взлететь в любой момент. Погода, как нарочно, выдалась облачная. Половина неба была затянута мощными кучевыми облаками.

Около 12 часов 30 минут вдалеке послышался воющий гул немецкого самолета, идущего где-то за облаками. Была подана команда на взлет нашим истребителям. Тут из облаков появился и вражеский Хе-111, но увидев взлетевшие с аэродрома истребители, он сразу скрылся в облаках. Облетая вокруг облаков мл. лейтенант Майоров пытался обнаружить противника, но это никак не удавалось, а вражеский разведчик не торопился сам из них выходить, чтобы не выдать себя. Но тут наши зенитчики с земли смогли разглядеть самолет противника и открыли по нему огонь. По направлению выстрелов зенитных установок командир полка передал место нахождения Хе-111 нашим истребителям. Лейтенант Майоров пошёл в район зенитных разрывов и его самолет скрылся в облаках. Что происходило далее с земли уже не видели, только через несколько секунд из облаков послышалась длинная пушечная очередь, слившаяся с пулеметной. Стало ясно, что Майоров атаковал противника, а тот от него отстреливается. И в этот момент из-за облаков вывалился дымящийся Хе-111. Но он еще держался в воздухе. Самолет Майорова в это время находился над облачностью и его не видел. Последовала команда по радио: «Майоров, пробей облака! «Хейнкель» над аэродромом». Буквально через минуту последовала атака по «хейнкелю», потом еще одна. Наконец гитлеровский разведчик загорелся, развалился в воздухе и грудой обломков рухнул на землю. Три фашиста выбросились с парашютами.

Когда самолеты зарулили на стоянку, к Майорову подбежали с поздравлениями техники, оружейники, мотористы, инженеры и летчики. Это была уже шестнадцатая его воздушная победа.

Заместитель командира корпуса по политчасти полковник Ф. М. Лобан, приехавший на следующий день, вручил Александру Майорову на память трофейный парабеллум — оружие сбитого летчика.

Дежурства по «отстрелу» вражеских самолетов-разведчиков продолжились.

14 июля над аэродромом появился фашистский бомбардировщик Ю-88. Так же как и предыдущий, он пытался подойти к городу в облаках. На перехват Ю-88 вылетели 7 самолетов дежурной эскадрильи.

В том числе, и Майоров А.И. Но враг попался матерый: он резко бросал машину из стороны в сторону и, снижаясь, пытался уйти от истребителей.

Не выдержав, в воздух поднялся и командир эскадрильи Ф. М. Косолапов. Уже через 2–3 минуты выходил он наперерез Ю-88. В это время к бомбардировщику близко пристроился и открыл по нему огонь лейтенант Ф. И. Гладкевич. Снизу атаковал врага старший лейтенант Н. Г. Марин. А тут и Косолапов подоспел, с дистанции не более 50 м дав в «юнкерс» длинную очередь. Исход решила атака старшего лейтенанта Марина — Ю-88 в клубах дыма упал на землю.

Вторая победа за столь короткий срок вызвала всеобщее одобрение населения и зенитчиков, охранявших город и станцию Козельск.

А иначе и быть не могло. Не могли гвардейцы-истребители, получившие это звание одними из первых среди истребительных авиационных полков, допустить безнаказанное появление фашистских самолетов над городом, где они находились. И в первые же дни прилёта в Козельск доказали это. Хотя и было в полку еще много молодых летчиков, но его костяк состоял из, без преувеличения, воздушных ассов. Таких как:

- Гвардии капитан Соболев Афанасий Петрович, командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка. 25 воздушных побед. Указом Президиума ВС СССР от 24 августа 1943 г. за успешное командование полком и проявленный героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

- Гвардии младший лейтенант Майоров Александр Иванович только за 5 дней боев с 12 по 16 июля 1943 года лично сбил 4 самолета противника и 2 в паре. Из них 5 бомбардировщиков и 1 истребитель. Был награжден за это вторым орденом «Красного Знамени». Также в годы войны был награжден орденом Красной Звезды, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны, медалями, иностранными наградами. 27 воздушных побед. Указом Президиума ВС СССР от 2 сентября 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

- Гвардии старший лейтенант Косолапов Фома Макарович, командир эскадрильи, за период с 12 июля по 8 августа 1943 года лично сбил 4 и в паре еще 4 самолета противника. А его эскадрильей за этот период было сбито 33 вражеских самолета, половина от общего количества сбитых полком. За годы войны был награжден орденами «Красная Звезда», «Красного Знамени», «Александра Невского», Кутузова -3-й степени, медалями.20 воздушных побед. Указом Президиума ВС СССР от 2 сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

-Гвардии старший лейтенант Пушкин Николай Петрович, командир эскадрильи, в боях с 12 июля по 4 августа 1943 года им лично сбито два самолета противника, а его эскадрильей 17 самолетов противника.

За годы войны был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, монгольским орденом.27 воздушных побед. Указом Президиума ВС СССР от 2 сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Кратко из отчета о боевых действиях 2 гв. иап в период дислокации на козельской земле:

«С 12 июля 1943 года 2-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе 322-й ИАД, 2-го ИАК участвовал в боях на Орловско-Брянском направлении. С 12 июля по 10 августа 1943 года, полк совершил 657 боевых вылетов. Из них:

на прикрытие наших войск - 446;

на сопровождение и прикрытие ИЛ -2 - 79;

на разведку войск противника - 81

и прочих - 51 самолёто-вылет.

При выполнении боевых задач полком произведено 33 воздушных боя, в которых участвовало 215 наших самолетов ЛА-5, ведущих бой против 417 самолетов противника. Из которых истребителей 226 и 121 бомбардировщик.

В результате проведенных воздушных боев сбито самолетов противника - 66, из них: 33 бомбардировщика и 33 истребителя.

Свои потери в этих боях - 9 летчиков: 3 сбито в воздушном бою и 6 не вернулись в полк с боевого задания.

Соотношение уничтоженных в этой операции самолетов врага и наших боевых потерь равно 7,3:1».

21 августа 1943 г. 2-й гвардейский истребительный авиационный полк был выведен на переформирование и базировался на аэродроме Вязовая.

Именно здесь, на аэродроме Вязовая, 25 сентября 1943 г. состоялась торжественная передача гвардейскому полку 12 новых самолетов Ла-5, построенных на средства собранные тружениками Монголии. Эскадрильи «Монгольский арат». 2-м гвардейский истребительный авиационный полк   в Орловской битве полк показал себя одним из лучших среди частей авиации. И теперь одной из эскадрилий полка было доверено носить почетное название «Монгольский арат».


А.Майоров в самолете Ла-5 эскадрильи «Монгольский Арат». Фото отсюда.

 

Хотя самолеты были вручены личному составу только одной из эскадрилий полка, но высокое доверие было оказано всему гвардейскому полку. Сам факт формирования в полку эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности, умножения количества боевых подвигов летчиков полка.

 

Вместо заключения


Изучая чуть более подробно вопрос взаимопомощи братского монгольского народа СССР, какого бы направления он не касался, но странным образом меня выводило, как будто мистически, на связь с Козельском. Конечно, никакой мистики тут нет. Война, это полное переплетение фактов, событий, судеб. В чем состоит эта связь, я попытался ответить в этой статье.

Надеюсь, что образ монгола будет ассоциироваться теперь не только с воинами Бату (Батыя), но и с их потомками, братским народом Монгольской Народной Республики, нашего союзника во Второй мировой войне, оказывавшим Советскому Союзу материальную помощь в борьбе с Германией и непосредственно принимавшим участие в боевых действиях против Японии.

Как не вспомнить слова премьер-министра, Главкома, Героя и Маршала МНР Х.Чойбалсана: «Монгольский народ был, есть и будет в дальнейшем самым верным союзником великого советского народа в его борьбе с фашистскими захватчиками, трудящиеся Республики будут крепить дружбу с советским народом, спаянную кровью своих лучших сыновей в борьбе за свободу и независимость. Наш народ будет еще более усиливать помощь фронту, сделает все, что будет в его силах, чтобы приблизить час победы над озверелым фашизмом…»

 

Источники:

Баграмян И.X. Так шли мы к победе. — М.: Воениздат, 1977.

Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan2/index.html

Попель Н. К. Бригада "Революционная Монголия". М., ДОСААФ, 1977.
Книга на сайте http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/POPEL/brigada_rev_mongolia.txt 

Семенов А.Ф., Дашцэрэн Б. Эскадрилья «Монгольский арат». — М., Воениздат, 1971

Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/semenov2/index.html