Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

"Козельск городок пребедной... " Отто Гун E-mail
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Страницы истории
23.10.2012 08:23

Тема козельских дорог не менее захватывающая и притягательная, чем и мотивы об окружных лесах и о текущих по здешним местам реках. Дорожная тема давно и очень прочно сидит во мне, не отпускает. Вот почему так сладостно каждое новое прикосновение к её ноткам. Встретишь любое упоминание о Козельске и дорогах при нём в дневнике человека, проезжавшего когда-то через наш городок на Жиздре, и вот родилась она,  мелодия! Поскрипывает с бумаги, рождённая пером в дневничке давнего путника. Иль вдруг загрохочет раскатами с булыжной мостовой из-под обода колёса тарантаса.  Вот и на этот раз, встретилась мне когда-то, уж и не помню где, подобранная, фраза, вынесенная в заглавие статьи.  Тотчас же заброшены все дела, и я в «Ленинке». Теперь спешу поделиться дневниковыми заметками придворного медика Отто Гуна, оставившего нам, из самого начала XIX века, свои козельские подорожные впечатления

 

Дорожная станция в русской провинции. Фотография XIX  века 

 

С.А. Рябов

 

«КОЗЕЛЬСК ГОРОДОК ПРЕБЕДНОЙ; ОДНАКО Ж ИЗ ДАЛИ ИМЕЕТ ВИД ИЗРЯДНОЙ…». Впечатления о Козельске проезжего, побывавшего здесь в 1805 году. Орфография сохранена

 

«Козельск, уездной город Калужской губернии, от Москвы 240, от Калуги 60 вёрст. 6 часов по полудни, Сентября 3 1805. Сидя в карете, и находясь уже более пяти часов в пустом ожидании почтовых лошадей, начинаю описывать посреди сколь обширной, столь же и грязной торговой площади в КОЗЕЛЬСКЕ, почти на полторы тысячи вёрст расстоянием от вас, моё путешествие, продолжавшееся от Москвы по здешнее место более, нежели на 200 вёрст. До сих пор вы точно не знаете, куда я еду – в Малороссию, любезной Экгоф. И вот вам описание, что случилось со мною в последних днях».


Гун Отто фон (Otto von Huhn, 1764-1832), сын митавского пастора, изучал богословие в Галле; степень доктора медицины получил в Геттингене. Был затем врачом Рижского полевого госпиталя, домашним секретарем (1804-07) графа Алекс. Разумовского (в Москве); с 1813 г. жил в Риге. нем. яз., М. 1807); "Дополнение к медико-топографическому описанию Лифляндии" (СПб., 1814) и др. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. (здесь и далее комментарии С.А. Рябова).

 


Титульный лист дорожника -

перечня всех станций в России, 1824 г.


«Первый наш ночлег был в БОРОВСКЕ, уездном городе Калужской губернии, от Москвы в 72 верстах. «Этот небольшой городок лежит в долине, окружённой холмами, самою природой образованными. При подошве их протекает изгибами река Протва, придающая положению города и без того уже прямо картинному, много приятности и живости. В Боровске преимущественно производится торг салом, мёдом, конопляным маслом и прочим».


Суть путешествия. У графа Разумовского в Малороссии было имение, куда он и направился. С ним поехал и Отто Гун, взявший с собой верного друга пастора Коха, приехавшего по болезни из Екатеринбурга. С ними старшая дочь Гунна Емилия. Провожатым был слуга, немец - уроженец Риги Гейдеке, нанятый О. Гунном специально для этого путешествия. В свиту Разумовского, выехавшего из Москвы 3 августа, входили секретарь Черноглазов и архитектор Менелас. Внушительный кортеж из восьми повозок требовал от 40 до 50 лошадей, которые нужно было менять на каждой станции.

 

«ПЕРЕМЫШЛЬ есть ничто иное, как деревня. Только и заметили мы, что превеликое стадо рогатого скота, который, однако ж думать надобно, был не украинской, ибо никакого не имеет превосходства перед скотом лифляндским и курляндским…

 

 

Город Козельск спустя более чем 100 лет после посещения его О. Гуном


Равным образом и КОЗЕЛЬСК городок пребедной; однако ж из дали имеет вид изрядной. Он лежит на горе; домы в нём почти все деревянные и имеет четыре церкви. Река Жиздра и Драгуна протекают мимо его. Не доезжая версты две до сего города, лежит близ самой дороги село Плещеево, а ещё далее Кожемякино, принадлежащие какому-то Рожнову. Оба селения имеют красивое положение и отличаются величественными и вкус означающими строениями. В Козельске есть также и трактир, построенный при самой площади. Мы почти умирали от голодаи от стужи. Нам дали щей и жаркого; однако ж оба блюда сии оказали столь магическую над нами силу, что мы насытились единым только на них взором. Если б мы не знали, что сего дня воскресенье, то не узнали бы этого ни по городу ни по жителям его, с нами встречавшимся. Мы приехали сюда в час пополудни, а теперь уже восемь часов, и всё ещё по пустому ждём лошадей. К несчастью нашему граф и вся его свита уехали вперёд. Между тем когда Кох упрашивает и умаливает исправник и всю полицию, чтоб наконец нас отправили, я писал вам, любезной Е…! Сидя в карете моё путешествие до здешнего места; теперь же при наступлении ночи принуждён оставить мою карету, чтоб с полузамерзшею моею дочерью где-нибудь найти убежище. Но завтра опять начну продолжать это письмо. Ваш и проч.»

 

Приют в Козельске Отто Гунну и его попутчикам оказал форпост-инспектор Фон Вильфинг в «его бедном, однако ж приятном жилище». На другой день Гунн пишет о Козельске следующее:


«Здесь есть довольно большая парусная фабрика, принадлежащая графине Мусиной-Пушкиной-Брюс, и доставляющая пропитание почти всему городу; также имеется здесь за шесть месяцев заведённое ещё первое в России лесоводственное училище. О последнем должен я объяснить вам поподробнее: уже два года тому, как правительство вознамерилось завесть по всей России таковые училища. Здешнее должно служить примером для всех прочих. Много вступило начертаний, пока наконец начертание г. Форст директора и кавалера фон Вильфинга, брата нашему благодетелю, удостоено высочайшей конфирмации и приведено в исполнение. Чины, составляющие сие новое заведение, состоят из главного директора, г. Генерал фон Пильсиера, из упомянутого форст-директора, г. Коллежского советника фон Вильфинга и из инспектора того же имени. Для назначенных тридцати воспитанников определены шесть учителей, из коих трое, так как и двадцать воспитанников, уже действительно в институте находятся.

Директор кроме своего жалования, как обер-форстмейстер губернии, получает ещё тысячу двести рублей столовых денег, как директор сего института; но сии производятся ему не как жалованье. Ибо известно, что никто в государстве за исполнение двух должностей жалованья получать не может. Инспекторское жалование состоит в тысяч пятистах, а каждого учителя в тысяче, лекаря же при лазарете в шестистах рублях. Всё же содержание сего заведения стоит казне шестнадцать тысяч рублей. На построение нужных зданий назначено двенадцать тысяч, коих однако ж судя по планам, которые я видел, будет недостаточно. Каждое строение имеет свой огород. А сверх того должны быть заведены обширные плантажи. Строения уже начаты в восьми верстах от Козельска, в месте, изобильном лесами.


Фрагмент карты России, можно видеть Белёвский тракт, карта 1812 г.

 

С сим институтом сопряжено и форстмейстерство губернии, что всё вместе состоит из двухсот чиновников. Больница построена уже прежде всех прочих зданий, ибо почтена необходимою, поелику во всём заведении число больных простирается каждый день до пяти человек. Впредь должен каждый главный директор иметь девять губерний под своим надзором. Воспитанники сего института все из дворян; но сказывают, что впредь будут принимаемы и не дворяне. Поелику иностранные учителя не сильны в российском языке, а молодые россияне почти сплошь обучаются по-немецки, то с удивлением заметил я, с какою лёгкостью обучились сему языку воспитанники в течение одного только полугода. Известно, что государь посылает некоторого г. Фон Платера на два года вояжировать для познания лесоводства; этот человек теперь возвратился, и сказывают, что поднёс прожект, чтоб всякой год посылать в чужие края от сорока до шестидесяти человек молодых россиян, которые могли бы там лесоводству обучаться. Думают, что этот прожект его будет утверждён. Для исполнения сего требует он одновременно полмиллиона рублей. Уже три года тому, как некто фрн Стейн завёл нечто сему подобное в Царском Селе, однако ж теперь, говорят, там всё опять распущено. По ссие время форстмайстерство принесло уж казне прибыли пятьдесят тысяч рублей, и г. Директор фон Вильфинг хотел было ещё прошедшею зимою, в подкрепление бедным продавать сажень дров по одному рублю: но ему не доставало работников. Прежде зависело всё форстмейстерство от Калужского гражданского губернатора…

Ещё должен я описать вам, мой любезный Е… продолжение вчерашнего дня. Не прежде как в десять часов вечера получил я лошадей, принуждён быв слышать почти каждую минуту чрез целые девять часов это утешительное словцо: тотчас. И если б г. Вильфинг над нами не сжалился, то думаю, мы и теперь сидели бы ещё на козельском рынке. Было уже два часа по полуночи, как мы при слабом свете луны, которую однакож скоро закрыли дождевые тучи, оставили Козельск.

 

 

Остатки свай старинного моста через реку Жиздру.

По этой дороге ехал О. Гун в 1805 г. Белёвским трактом. Фото С. Рябов, август 2012 г.

 

Подле самого города должно было переезжать Жиздру, и ехать лесом целыя пятнадцать вёрст, а потом десять по беспрерывным гатямль и мостам, да к тому и г. исправник был с над нами исполнится, а потом бояться и того, что только добр, что превудомил нас, что в этом лесу не совсем безопасно.

И так представьте себе моё положение! С одним только слугою, молодым человеком, ночью, в дремучем лесу, иметь в карете беззащитную дочь и больного друга, и быть на всяком шагу в беспрестанном страхе, что ужасное предсказание исправника над нами исполнится, а потом бояться и того, чтоб ехавши по этим мостам и гатям не изломать кареты! В дополнение ко всему этому беспрестанно шёл дождь и мы от скуки и от весьма долговременного сидения в карете, - ибо в Козельске по причине большой грязи, не можно было выйти из оной, чтоб проходиться по, так называемым улицам, - чувствовали чрезвычайную усталость. Наконец, благодетельный Морфей усыпил нас, и, когда мы проснулись, увидели себя близ Белёва, где граф давно уже нас ожидал. Заботясь о долгой нашей отлучке был он столько милостив, что послал было нам на встречу своих лошадей с зажжёнными факелами, которые однако встретили нас не прежде, как на рассвете дня» .

 

На обратном пути, уже в 1806 г. Отто Гун проезжал город Жиздру.

 

«ЖИЗДРА имеет правильно расположенные улицы, небольшие деревянные дома, изрядной архитектуры каменную церковь, и несколько каменных домов. В одном из сих последних была прежде сего какая-то фабрика…» .

 

Интересно: бутылки из стекла, изготовлявшиеся на стекольном заводе Мальцева, что в самом начале Калужской губернии, стоили «довольно дорого» - по десять копеек. Мужики продают на заводе золу из соломы по 47 копеек за бочку. Брянский сосновый лес, простиравшийся «с лишним на шестьдесят вёрст. «Несправедливо рассказывают, будто в этом лесу проезжающие не могут, быть вовсе безопасны среди лесу…».

 

Спустя непродолжительное время через Козельск не раз будет проезжать Николай Гоголь. Об этом мы немного рассказали здесь.

О "лесной школе" под Козельском  - первом в России учебном заведении для подготовки лесоводов мы рассказали здесь.

 

Представил и прокоментировал строки

дневника О. Гуна С. А. Рябов, 22 октября 2012 г.