Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ЭТО КОНФЛИКТ НЕ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ, А МЕЖДУ РЕАКЦИЕЙ И СВЕТСКОСТЬЮ E-mail
(4 голоса, среднее 4.25 из 5)
главный раздел - Новости
17.07.2020 17:51

Сергей Александрович

Мозговой

 

ЭТО КОНФЛИКТ НЕ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ, А МЕЖДУ РЕАКЦИЕЙ И СВЕТСКОСТЬЮ

Почему и как храм-памятник и музей «Святая София» стал заложником политических амбиций

 

     Наши соотечественники хорошо знают историю «Святой Софии» из учебников о древнем храмовом зодчестве, из школьных уроков и «Повести временных лет» Нестора летописца о том, как князь Владимир ходил с воинами на ладьях к Царьграду (впоследствии Константинополь - Стамбул) и о том эмоциональном восхищении, которое испытали посланники при виде этого чуда света.

    Мне посчастливилось многократно любоваться "Святой Софией" - этим огромным и уникальным историческим памятником культуры – шедевром мирового значения, когда проходил на военных кораблях через Босфор (1981 и др. годы),  во время морской парусной экспедиции в Тунис (2007) (маршрут пролегал через древний Константинополь – ныне Стамбул), участия в научной конференции в Стамбуле (2015) и т.п. И каждый раз она оставляла неизгладимое впечатление своей величественностью, сопричастностью к великому и отпечатком всемирной истории. И поэтому, как человека, ратующего за сохранение историко-культурного наследия, меня задела весьма печальная новость о том, что уникальный музей – объект, входящий в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – храм-памятник "Святая София" по решению турецких властей превращается в мечеть.


Собор Святой Софии / Стамбул / Турция, 2007 г. Здесь и далее фото автора 

 

     10 июля сего года Госсовет Турции отменил решение правительства страны от 1934 года о признании собора музеем и в этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ, согласно которому исторический храм-музей Айя-София отдается мусульманам под мечеть.  могут совершать поклонения в соборе Айя-Софии в Стамбуле, что означает его превращение в мечеть. Ранее в этот же день. В тот же день, 10 июля 2020 года ЮНЕСКО выразило глубокое сожаление по поводу решения турецких властей, принятого без предварительного обсуждения. Оно призвало сохранить универсальную ценность Всемирного наследия. В частности, в заявлении ЮНЕСКО говорится: «Святая София» в качестве части "Исторических районов Стамбула" входит в список всемирного наследия как музей. Это влечет за собой ряд правовых обязательств и обязанностей. Таким образом, государство должно обеспечить, чтобы исключительная всеобщая ценность объектов на этой территории никак не изменялась». «Собор Святой Софии» является архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков. Статус музея собора отражает универсальный характер его наследия и делает его мощным символом диалога», - заявила Генеральный директор Одрэ Азуле (См.: https://ru.unesco.org/news/zayavlenie-yunesko-o-sobore-svyatoy-sofii-stambul ).

     Почему это произошло и как следует оценивать произошедшее? Этот вопрос сегодня задают многие и стараются на него ответить.

 

     Патриарх Кирилл (Гундяев) в своем заявлении от 6 июля сказал об «оскорблении чувств верующих», указав на «угрозу всей христианской цивилизации» и «нашей духовности». А председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) назвал это «пощёчиной всему христианскому миру». Да, пощёчина! Однако истинные мотивы совсем иные. Патриарх Кирилл (Гундяев) вместе с митрополитом Илларионом стремятся представить проблему как религиозную, христианскую. Между тем, христианские богослужения в «Святой Софии» не проводятся уже давно: с момента завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, когда по приказу султана Мехмеда II собор был превращен в мечеть Айя-София. (Хотя в Первую мировую войну существовал План русского командования по захвату Константинополя и возвращение «Святой Софии» первоначальной функции после почти пяти столетий исламского владычества).

      Парадоксально, что несмотря на волну возмущения, прокатившуюся в СМИ после этого провокационного решения, в социальных сетях появились оскорбительные высказывания в адрес России и русских не только со стороны оголтелых исламистов из России и стран СНГ, но и считающих себя «цивилизованными» «новых русских» (или русско-говорящих) жителей США, поспешивших излить в социальных сетях ядовитую желчь на тех, кто удивился или возмутился таким решением турецких властей и ратовал за сохранение «Святой Софии» в статусе музея. Например, некая Любовь Морган из США разразилась в адрес граждан России нецензурной бранью, оскорбляя матом и «совками», сделав заявление: «враги России – мои друзья». Только уж кто-кто, а Россия к данному решению Турции никак не причастна и не оказывала никакого давления на принятие решения.

       В тоже время, самому Эрдогану плевать на весь мир, ему надо сохранить власть, а она зиждется не на противоречиях с христианами, а имеет более глубокие корни. Не сомневаюсь, что уже ни у кого нет сомнений в политическом характере этого решения. Корни проблемы лежат в политике, а не религии. И религиозный, в данном случае «исламский фактор» используется в качестве фактора политического. Тем не менее, причины и характер этого явления интерпретируются по-разному.

      Вкратце история этого вопроса такова. Вопрос о превращении Собора Святой Софии в мечеть и раньше периодически поднимался в турецком политическом дискурсе. Нынешняя дискуссия о превращении была возобновлена оппозиционной фашистской партией İYİP (İYİP сокращение на турецком языке İyi Parti, звучит как «Хорошая Партия», в то время как в прогрессивных левых кругах ее считают фашистской), состоящей в партнерских отношениях с социал-демократической CHP (Народно-республиканская партия) в парламентском оппозиционном альянсе. Именно они инициировали это давнее намерение реакционных сил Турции в турецком парламенте (Великое национальное собрание Турции). Инициатива была поддержана лидерами многих оппозиционных парламентских партий и мэрами крупных городов. Даже некоторые депутаты прокурдской HDP (Демократическая партия народов) выражали свой энтузиазм по поводу молитвы под крышей Собора Святой Софии, правда в качестве христианского храма. Ввиду того, что в курдской партии существуют разные идеологические направления (исламисты, националисты, социалисты и другие), объединённые только по национальному принципу, то по этому вопросу выражались разные мнения: одни поддержали, другие возражали. В итоге при обсуждении в парламенте вопроса о превращении Собора Святой Софии в мечеть НDP (Курдская партия) воздержалась.

    Правящая консервативная партия AKP (Партия справедливости и развития (русская аббревиатура - ПСР) не хотела обсуждать этот вопрос в парламенте, чтобы не отдавать инициативу оппозиции, тем не менее, этот вопрос ей изучался и в последствии были приняты меры по перехвату инициативы и повестки дня. В итоге голосования за предложение İYİP в парламенте не состоялось, все ограничилось дебатами. AKP реализовала свой план… В марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о возможности изменения статуса музея. Причем этот подход он мотивировал ответными шагами на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля (в декабре 2017 года) и суверенитета этого государства над Голанскими высотами (в марте 2019 года). Хотя истинные причины лежат во внутренней, а не внешней политике Турции. Внешнеполитическая риторика служит политической борьбе в самой Турции.


Автор статьи в храме "Святая София"


    AKP обратилась в Верховый суд (в Турции эти функции выполняет Государственный совет), члены которого состоят из судей, связанных с AKP и фактически находятся под контролем исполнительной власти, т.е. по факту судьям было отдано распоряжение отменить решение 1934 года об использовании «Святой Софии» в качестве музея. После решения Суда о лишении «Святой Софии» статуса музея, отпала нужда голосования в Парламенте. Как видим, несмотря на существующие нюансы в деле превращения "Св.Софии" в мечеть, турецкая буржуазия (партия власти и парламентской оппозиции) действовала сплоченно, начав эту дискуссию и одобрив религиозное превращение. Лишь курдская НDP в конце концов преодолела внутренние разногласия и выступила в защиту музейного статуса и против судейского решения.

      Отмена решения кабинета министров 1934 года означает отрицание прогрессивных ценностей буржуазной революции 1923 года, а именно республиканизма, секуляризма и современности за которые боролись и которые утверждали соратники Мустафы Кемаля (позже принял фамилию Ататюрк – отец турок), провозгласивших в 1923 году Турецкую республику.

      На мой взгляд судьба "Святой Софии" – это результат доминирования в Турции правой политики как правящими, так и оппозиционными буржуазными альянсами. Они совместно стремятся демонтировать принципы светскости и устранить секуляризм из политической атмосферы Турции, подавить свободомыслие и идеи борьбы за прогрессивную Турцию, насадить реакционное мышление, которое затемняет будущее народа Турции. Ситуацию надо рассматривать не как конфликт между христианством и исламом, это противоречия между реакцией и принципами светскости. Главной мотивацией такого решения является стремление правящей партии удержать власть на фоне глубокого экономического кризиса в стране, бедности, безработицы, безнадежности и увеличивающегося количества недовольных среди рабочих. Страна находится в состоянии экономического спада, с беспрецедентно высоким уровнем внутреннего и внешнего долга. Таким образом, класс капиталистов пытается избежать политизации рабочих и набирающих обороты левых течений, вновь прибегая к реакции. Несмотря на то, что решение турецкого правительства о "Св.Софии" спровоцировала ситуацию в мире, Эрдоган пытается восстановить свою политическую власть в переговорах, запугивая и шантажируя другие страны своими активными действиями в Ливии (против Франции), на сирийской территории или путем разжигания националистических конфликтов против Греции.

      Поэтому проблема "Св.Софии" намного сложнее, чем кому-то может показаться. Это проблема политической борьбы как внутри Турции, так и на международной арене, а музей стал заложником политических амбиций в этой борьбе. Остаётся надеяться, что прагматичная политика ПСР, основанная на ежедневных маневрах в трещинах империалистической системе и ее колебаниях между империалистическими державами, в конце концов, обанкротится, здравый смысл восторжествует и "Святая София" вернётся в свой прежний статус музея и памятника Всемирного наследия. Правящий класс в Турции систематически злоупотребляет религией, чтобы влиять на трудовые коллективы и отношения между трудом и капиталом. Не случайно в стране насаждается религиозный фундаментализм, проникший во все сферы турецкого государства и общества, включая право, науку, образование, прессу и все другие аспекты общественной жизни, в результате чего в этих областях господствуют нормы ислама, подавляется любое сопротивление фундаментализму в среде трудящихся и ученых, наблюдается стремление воспроизводства аполитичных послушных масс.

 

Автор статьи: Сергей Александрович Мозговой,

кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник Института Наследия 

    Источник: https://prosvet.press/2020/07/17/sudba-svyatoy-sofii-reshilas-v-rezul