Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

СТАТУС_ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
06.07.2021 08:22

Уважаемый читатель! Год назад со страниц «Энциклопедии Козельска» мы пригласили вас к разговору о том значении, которое имеет статус города Воинской Славы, присвоенный г. Козельску в 2009 г., для формирования культурного облика нашего города (здесь). Автор предлагаемой к обсуждению темы опубликовал результаты своего многолетнего исследования по Козельску также на страницах «Культурологического журнала», издаваемого в Институте Наследия им. Д.С. Лихачёва. Первая часть вышла в №(2020/1) (здесь).

Сегодня мы публикуем вторую часть этой статьи, на этот раз вышедшей в этом же электронном журнале №2020/2(40) (здесь). В статье освещаются некоторые новые тенденции в сфере культуры городов, получивших почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Раскрываются опыт и результаты исследования состояния социокультурной ситуации в Козельске Калужской области – город удостоен высокого статуса почета в 2009 г. Показано, что социологический подход к изучению состояния сферы культуры исследуемого города может быть применим в практической деятельности городской и районной администраций, работников культурной сферы, общественности и граждан в интересах развития любого другого города.

Важную роль и значение в статусе населенного пункта играют военные заслуги предков, которые укореняются в сознании людей посредством знания ими истории края. Хранителями статуса выступают также объекты материального и нематериального наследия. Отсюда одной из движущих сил развития культурной среды города выступает отношение населения к таким объектам и взаимодействие между различными группами жителей в процессе сохранения, изучения и передачи гражданами своим потомкам памяти о славном военном прошлом своих предшественников. Результаты исследования могут быть широко использованы при разработке мер по развитию городской культурной среды и программ, реализующих региональную культурную политику.



Рябов С.А.

 

СТАТУС «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ:

ОПЫТ КОЗЕЛЬСКА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ (vol.2)

Продолжение разговора. Начало здесь

 

Военно-историческое наследие как сфера реализации интересов различных категорий граждан и власти

 

На гранях возведенной в 2009 г. стелы Города воинской славы Козельска помещены барельефы, призванные закрепить основные заслуги Козельска в истории Отечества. Эти барельефы подчеркивают главные «стороны» славы города. Надпись на центральной грани памятника гласит: «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества присвоить городу Козельску почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Такое описание привлекает внимание к значимости статуса военно-исторического наследия Козельска. Задуманная, выполненная из камня, привезенная и установленная в городе стела констатирует заслуги Козельска. Вместе с тем, самим изготовлением далеко от Козельска, содержанием своих констатаций, а также внешним видом монумент невольно подчеркивает роль и вклад федеральных, в крайнем случае, областных и местных органов в присвоение городу высокого статуса и в сохранение объектов военно-исторического наследия. При этом у местных краеведов и членов Козельского общества русских литераторов, работников музея, то есть, всех тех, кто принимал непосредственное участие в продвижении идеи о выдвижении города на статус, в подготовке общественного мнения, а главное, в разработке и представлении документов в Комитет «Победа», вызывает чувство естественной неудовлетворенностью тем, что их собственный вклад в подобное номинирование города всё еще остается в тени. Наоборот, чиновники, занимающие ключевые позиции в городской иерархии нет-нет, да и делают акцент на свои заслуги и не афишируют заслуги других субъектов в многотрудной борьбе за присвоение Козельску столь почетного звания. Между тем, городские активисты считают, что статус города воинской славы возлагает дополнительную ответственность, связанную с необходимостью сохранения объектов военно-исторического наследия именно на местную администрацию – не забывая, конечно жителей города, – а также на федеральное и региональное (Калужская область) сообщество в целом.

Статус города воинской славы исключительно ответственен. Горожане с активной жизненной позицией воспринимаю город как наследство от своих предков, которое они должны сохранить и передать потомкам. Такое же отношение у них и к объектам военно-исторического наследия. Именно этот акт видится многим как способ отблагодарить предков. Такие люди, а их не мало, последовательно и много делают для того, чтобы жители славного города, почитая заслуги предков, одновременно знали бы того, кому город обязан почетным званием «Город воинской славы». Среди тех, например, члены Козельского общества русских литераторов (КОРЛ). Широкая пропагандистская работа и инициативы козельских писателей и поэтов дают возможность горожанам лучше узнать  о вкладе тех или иных личностей в историю присвоения городу высокого статуса.

Читать полностью
 
ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ _4 июля 2021 E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
04.07.2021 08:59

Мемориал Воинской Славы Героев Козельска всех поколений в сквере города

 

4 июля 2021 года (2-я Неделя по Пятидесятнице, второе воскресенье после Троицы) 

ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ


     Первым составителем полного месяцеслова всех русских святых и подвижников явился архимандрит Леонид (Кавелин) – автор истории города Козельска и Оптиной Пустыни. Озаглавленный им как «СВЯТАЯ РУСЬ», он в виде одноименного приложения входит в многотомную историю Русской православной церкви. В ней он назван «Список всех Святых, в Земле Российской просиявших».

      «Русь святая», так называется и проповедь в день памяти «ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ».

 

 

Эксперт по проблемам наследия пограничья.

Независимый исследователь,

кандидат военных наук, доцент С.А. Рябов, г. Москва



В СТРОЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА: КОЗЕЛЬСК КАК ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР ПРОСТРАНСТВА ПАТРИОТИЗМА И СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ[1]

 

В прошлом году Россия достойно отметила 75-ю годовщину Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В июне 2021 г. мы склонили головы перед павшими в день, когда 80 лет тому назад 21 июня 1941 г. началась та самая война, стоившая миллионов жизней. Далеко не пафосная, но полная трагизма и боли дата.

Служение Отечеству во все времена российской истории было основано на патриотических чувствах, на особом сознании россиян. Любовь к Родине, к Отечеству, преданность своей Родине и своему народу – вот далеко не полный список синонимов к слову патриотизм.


Икона «Собор всех Святых в Земле Российской просиявших»

Читать полностью
 
День памяти и скорби 22 июня E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
21.06.2021 11:02

 

Тот страшный день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 г. – хорошо помнил житель села Березичи Козельского района Алексей Михайлович Рябов (25.03.1928 – 26.10.2010г.) Он встретил его 16-летним пареньком. О том, чем запомнились первое военное утро, и первые дни войны до оккупации Козельского района фашистами, А.М. Рябов рассказал в своём очерке «Война моего детства». Очерк был опубликован в альманахе «Злой Град» к 65-летию Великой Победы в 2010 году. Сам рассказ можно прочесть здесь.

Сегодня мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни за нас с вами.

Вот далеко не полный список только самых первых павших и пропавших без вести уже в июле-сентябре 1941 г. уроженцах села Березичи. Всего отсюда было призвано на фронт около 400 человек. Из них 116 воинов не вернулись в родное село (список погибших и пропавших без вести до сих пор уточняется).

Самые первые наши скорбные утраты:

 

Беспалов Иван Григорьевич, 1908 г.р., пропал без вести в июле 1941 года

Манилов Тимофей Григорьевич, 1909 г. р., погиб около Смоленска в июле 1941 года

Серёжкин Алексей Сергеевич, 1906 г.р., пропал без вести в июле 1941 года

 

Вечная Память и Слава павшим красноармейцам!

 

Подготовил 21.06.2021 г., С.А. Рябов

Фото в заглавии статьи взято из интернета

 
УМЕНИЕ СКОРБЕТЬ E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
14.06.2021 20:24

Навстречу Дню памяти и скорби.

 

22 июня 2021 г. исполняется 80 лет со дня начала

Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

 

 

Константин Пахалюк, кандидат политических наук,

заместитель директора департамента науки и образования

Российского военно-исторического общества (РВИА)

 


Мемориал "Памяти героев Козельска" в городе Воинской Славы Козельске Козельске Калужской области

 

«УМЕНИЕ СКОРБЕТЬ» 

22 ИЮНЯ И ЦЕННОСТНЫЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

В  последнее десятилетие официальные учреждения и общественность всё больше внимания уделяют вопросам исторической памяти, что неудивительно: это не просто общий тренд для всех стран европейского и – шире – западного мира [1] ,но и поиск некоего ценностного языка для российской политики.

 

Политика памяти в России проходит под зна­менем выдвинутого в 2005 году тезиса В.В. Путина о «единой тысячелетней истории», но центральное место в ней занимает тема Великой Отечественной войны. Ей придают значимость «мифа основания» российской нации [2], а сами практики коммеморации настолько разрослись, что теперь некоторые исследователи концептуализируют их роль в качестве «гражданского культа» [3].

Не претендуя на всеохватность анализа темы, постараюсь проследить историю становления и развития трактовки памятной даты 22 июня – Дня памяти и скорби, обратив внимание на основные аспекты её смыслового наполнения.

Буквально за десятилетие был пройден путь от отдельных заявлений и действий до создания специальных институтов политики памяти, выра­ботки единых стандартов среднего исторического образования, расширения коллективных практик поминовения (тот же «Бессмертный полк») и при­нятия соответствующих «исторических законов», включая определённые упоминания в новой ре­дакции Конституции. Конечным итогом становится некое действие (словом, жестом или созданием памятника), направленное на определение обще­значимого коллективного прошлого, а значит, и на поиск ответа на вопрос: что на деле объединяет всех жителей России, превращает их из формаль­ных обладателей российских паспортов в граждан единой политической нации?

 

«ТОЧКА СБОРКИ»

 

Ещё в советские времена сложились различные практики коммеморации 22 июня – встречи ветеранов, возложение цветов к мемориалам; в «круглые даты» они приобретали более официальный характер. Но только в 1996 году этот день закре­пили в качестве официальной памятной даты, что связано с символической политикой Б.Н. Ельцина. Наряду с акцентированием роли народа, а не пар­тии в Победе, переносом праздничных торжеств в 1995 году на Поклонную гору появление Дня па­мяти и скорби (такое наименование даты опреде­лил указ Президента России от 8 июня 1996 года) было попыткой перейти к новым способам осмыс­ления событий 55-летней давности. В преамбуле отмечалось: «Этот день напоминает нам обо всех по­гибших, замученных в фашистской неволе, умер­ших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины» [4].

Читать полностью
 
С ДНЁМ ПОБЕДЫ! E-mail
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
09.05.2021 09:54

 

 

С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ! С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

 
ШУТКА НАД ПОЭТОМ, СВЯЗАВШАЯ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» С КОЗЕЛЬСКОМ И БЕРЕЗИЧАМИ E-mail
главный раздел - Новости
25.04.2021 22:30

     27 апреля исполняется 255 лет со дня рождения Василия Львовича ПУШКИНА (27 апреля [8 мая] 1766 – 20 августа [1 сентября ] 1830 года). Этот замечательный русский поэт, дядя Александра Сергеевича ПУШКИНА, стал для великого племянника самым первым его поэтическим учителем. Не случайно сам автор «Евгения Онегина» А.С. Пушкин называл его своим «Парнасским учителем».

      Многим известно, что В.Л. Пушкин несколько раз гостил в усадьбе в селе Березичи Козельского уезда в бытность здешней помещицы Варвары Чичериной – тётушки этого поэта по материнской линии. От них он и унаследовал имение Березичи, располагавшееся прямо среди села у деревянной в то время Никольской церкви.

      В Березичах помнят об этой давней поэтической странице из его истории. Его жители стараются пропагандировать эту важную для селян связь. Образ В.Л. Пушкина запечатлён в проекте неофициального герба с. Березичи (читать об этом). В Пушкинские дни летом сельчане принимают гостей из разных мест и рассказывают им о своём великом односельчанине (читать здесь и здесь).

27 апреля в Москве в Доме-музее В.Л. Пушкина на ул. Басманной (о музее) состоится вечер памяти поэта.

      Автор же статьи, которую вы сейчас читаете, специально отправился именно в этот день в родное для себя село Березичи, чтобы быть ближе к поэту и почитать книжку его стихов в своей родной избе, из окошка которой видно место, где когда-то стоял дом, гостеприимно принимавший Василия Львовича Пушкина.


Коллаж С.А. Рябова. Первые строки «Евгения Онегина», за которыми видится В.Л. Пушкин – прототип «дяди самых честных правил», который однажды «не в шутку занемог»

 

ШУТКА НАД ПОЭТОМ, СВЯЗАВШАЯ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» С КОЗЕЛЬСКОМ И БЕРЕЗИЧАМИ

 

К 255-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина

– «дяди самых честных правил»

 

«Я жив

И этот слух не лжив...»

В.Л. Пушкин, 1816 г.

 

    Любезный читатель! Давно ли ты брал в руки «Евгения Онегина»? Если нет, то давайте вспомним, какими строками начинает Александр Сергеевич Пушкин свой роман?

 

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

 

    Написанные в 1823–1830 гг. эти стихи представляют фрагмент одного из самых главных произведений русской словесности. А.С. Пушкин ведёт повествование от некоего безымянного автора, который представляется добрым приятелем Онегина. Этот корреспондент живо рисует нам, в общем-то, прозаический кусочек человеческой жизни.

   Вместе с тем, эти начальные пушкинские строки буквально по буквам разобрали критики и любители поэзии. Им уже известно, какое слово, от кого и по какой причине было якобы заимствовано Пушкиным и использовано им в зачине своего «романа в стихах». Чем и как занемог дядя-бедолага, какой болезнью? Не была ли она, ненароком, «ковидом»? Что это за «честные правила» были присущи людям начала XIX века? Мнения разнятся, но лишь в одном все сходятся: Александр Сергеевич, вещая устами своего корреспондента, под человеком, который дорожил «самыми честными правилами», имел в виду своего родного дядю Василия Львовича Пушкина.

Читать полностью
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 5 из 27