Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Иван Купала E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
07.07.2012 07:53

 

ИВАН КУПАЛА - 7 ИЮЛЯ (24 ИЮНЯ)

 

Богат на названия этот праздник: Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.) (отсюда).

В Козельском районе ходили прежде искать папоротник, жгли костры, водили «карагоды». В деревне Слаговищи рассказывали: «Наутро старые ходили на речку за водой, сольёшь у банку, да и стоит до следующего года. На речку ходили купаться, кто хромой (больной), потому что вода целебная считалась». Об этом в своё время поведала собирателям местного фольклора Н.Н. Чичикиной и Г.Н. Кузнецовой Вера Ивановна Агапонова (1928 г. рождения) (см. Народный быт, ремёсла и фольклор Козельского района. Сосенский. 2004. С. 107,159).

 

В Калужской губернии пользовалась почётом Ивановская роса, которую собирали утром, умывались ею и берегли как лекарство от болезней. Собирали травы и вязали пучками, просушивали, а зимою употребляли от кашля и других болезней, заваривая вместо чая преимущественно «ягыдьник» (веточки земляники, мяту садовую, «багародицкую траву» и некоторые другие) (см. Фольклор Калужской губернии. Выпуск 1. Народные обряды и поэзия. Составитель Н.М. Ведерникова. М. 1997. С.70). С другими статьями Н.М. Ведерниковой у нас можно прочесть здесь и здесь.


Прыганье через костёр, фото с сайта

 

В этом году, как никогда остро, встал вопрос: «А когда, собственно, следует отмечать Ивана Купала, 24 июня или 7 июля»? Вопрос далеко не так прост, каким он кажется на первый взгляд. И просто рассуждениями о «старом» и «новом» стиле не ограничиваются.

Дело в том, что есть весьма любопытная точка зрения на то, что Купала — один из главных праздников древних язычников-славян, имеет, скорее всего, НЕ СЛАВЯНСКОЕ происхождение. Считают, что «ни сам предмет поклонения — «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника «ничего хорошего не несут человеку». Есть мнение, что этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу», как чужды духу русского народа большевистские праздники».

Вот что пишет по этому поводу игумен Игнатий (Душеин), священник Калужской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» п. Мятлево, благочинный, председатель миссионерской комиссии епархии.

«Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем — загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане)». Полностью статья игумена Игнатия опубликована, например, здесь.

Напомним, что День Ивана Купала - древнейший народный праздник. В России, как в Швеции и Финляндии, праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Нынешнее название — Иван Купала — имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день.

Праздник Ивана Купала был присущ многим славянским народам. В этот день чествуется расцвет сил природы, праздник символизирует стихии огня и воды, с ним связано множество примет и поверий. Об этом празднике вы без труда найдёте немало информации в интернете или справочниках, например, всё подробно описано здесь и здесь.